Советский автопром был мощным и динамично развивающимся, и его история полна интересных, порой даже удивительных страниц. Особенно выделяются те концепты, которые оставались всего лишь проектами, так и не воплотившимися в серийное производство. Одним из ярких примеров такого подхода является малолитражка РЭАФ-50. Этот автомобиль был разработан по личному поручению Иосифа Сталина и мог стать настоящим технологическим прорывом своего времени. Однако его так и не пустили в массовое производство, а загадка, связанная с этой машиной, продолжает возбуждать интерес у поклонников советской автомобильной истории.
Создателем этой загадочной машины стал человек, фигура которого в мире советских конструкторов окутана тайной. Всеволод Бахчиванджи, главный конструктор Рижской экспериментальной автомобильной фабрики (РЭАФ), оставил после себя удивительное наследие. Несмотря на то что информации о нём немного, те данные, что сохранились, поражают. Согласно архивным документам, на его счету около полутысячи различных изобретений. Однако, несмотря на такое количество идей, нет никаких сведений о том, чтобы хотя бы одно из этих творений было доведено до серийного производства и получило "билет в жизнь".
Самое удивительное, что несмотря на свою неоднозначную репутацию как профессионала, Всеволод Бахчиванджи долгое время сохранял авторитет среди высших эшелонов советской власти и даже армейских чиновников. Среди тех, кто оценил его способности, оказался и сам Иосиф Сталин. Именно Сталин дал приказ на разработку нового малолитражного автомобиля с индексом РЭАФ. Важно отметить, что выбор именно Рижской экспериментальной автомобильной фабрики (РЭАФ) для воплощения этой идеи был далеко не случайным: завод обладал современным оборудованием и высококлассными станками, что позволило бы создать машину высокого качества для своего времени.
Концепт, предложенный для разработки, должен был иметь необычную конструкцию, и, судя по всему, инженеры РЭАФ успешно справились с поставленной задачей. Особенно стоит отметить коробку передач, которая стала бы настоящей инновацией для советского автопрома. Если бы эта модель всё-таки пошла в серийное производство, она стала бы первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач. В этом плане РЭАФ мог бы оказаться первопроходцем, а не ГАЗ-12 ЗИМ, как это произошло в действительности.
Особое внимание стоит уделить внешнему виду автомобиля, разработанного Всеволодом Бахчиванджи. Несмотря на то что кузов машины отдалённо напоминал знаменитую «Победу», она обладала рядом футуристичных деталей, которые на тот момент казались настоящим новаторством. В числе этих элементов — прямоугольные фары и широкие алюминиевые молдинги. Для конца сороковых годов такие дизайнерские решения были поистине революционными, поскольку подобные элементы стали появляться в массовом автопроме лишь через два десятилетия, когда автомобильная мода уже существенно изменилась.
Самое любопытное в истории этой машины — её появление стало возможным благодаря популярности Бахчиванджи среди верхушки КПСС. Изначально, в середине 1949 года, ему было поручено совершенно другое задание — разработка модели REAF-600, которую он должен был представить к годовщине Октябрьской революции. На выполнение задачи у него было всего четыре месяца. Однако, несмотря на спешку, он не успел завершить проект в срок. И вот тут начинается удивительное: хотя для большинства его коллег такие промахи завершались жестокими последствиями, Бахчиванджи почему-то не понёс никаких личных наказаний. Это только подогревает интерес к его личности и оставляет множество вопросов о внутренней политике и защите, которую он имел в высоких кругах.
Тем не менее, эта история всё-таки оставила свой след в карьере Бахчиванджи. Во время работы над REAF-50, которая началась ещё до завершения проекта REAF-600, его команде значительно сократили финансирование. Но, к его чести, Бахчиванджи сумел завершить проект, и всего через год на оценку были представлены два опытных образца — седан и кабриолет. Несмотря на положительную оценку концепта, автомобиль так и не пошёл в серийное производство. Главной причиной стало наличие конструктивных недоработок и проблемы с той самой новаторской автоматической коробкой передач, которая оказалась слишком «сырой» для массового выпуска. В результате проект был закрыт, а сам автомобиль быстро ушёл в забвение. До наших дней сохранилась только одна из двух опытных машин, а вторая сломалась по пути в Ригу и была оставлена своими же создателями.
А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новинок, интересных фактов и практичных советов, обязательно подпишитесь на мой канал. Так же рекомендую ознакомиться с другим моим материалом 👇