Северная Корея — загадочная страна, которая привлекает внимание своей изоляцией и необычным образом жизни. Одной из малоизвестных, но интересных тем для обсуждения является северокорейский автопром. Несмотря на экономическую изоляцию и санкции, в стране действует несколько заводов, выпускающих автомобили, которые местные жители используют для внутреннего рынка.
Особенностью северокорейского автопрома является то, что большинство моделей — это либо упрощённые копии зарубежных автомобилей, либо модифицированные версии старых советских и китайских машин. Например, один из наиболее известных брендов — "Пхеньян", который производит автомобили, внешне напоминающие старые модели "Мерседес-Бенц". Однако их технические характеристики значительно уступают оригиналу.
Интересно, что автомобили в Северной Корее доступны далеко не каждому. Ввиду строгого регулирования владения транспортными средствами, машинами в основном пользуются государственные структуры, высокопоставленные чиновники и военные. Для обычных граждан автомобиль — это "недостижимая" роскошь.
Кроме того, транспортная инфраструктура Северной Кореи оставляет желать лучшего: несмотря на наличие автомобилей, дороги зачастую находятся в плохом состоянии. Всё это подчёркивает контраст между амбициями страны в создании собственной промышленности и реальными условиями жизни.
Северокорейский автопром — это отражение общей стратегии страны: полная самостоятельность и опора на внутренние ресурсы. Однако, из-за ограничений и дефицита технологий, такие машины больше похожи на любопытный исторический артефакт, чем на полноценный продукт автомобильной индустрии.
Первый автомобильный завод КНДР
Автомобильная промышленность Северной Кореи началась в 1950 году с постройки завода Sungri Motor Plant. Однако из-за политических проблем запуск завода был временно отложен.
На первых этапах использовалась советская техника, а позже советские инженеры передали документацию, что позволило КНДР производить лицензированные копии советских автомобилей. На заводе выпускались грузовики, легковые автомобили и военная техника, адаптированные к местным условиям.
Грузовые автомобили Северной Кореи
Первым продуктом завода стал грузовой автомобиль Sungri-58, выпущенный в 1958 году. Это была копия советского ГАЗ-51, но с менее надежными комплектующими и высокой топливной прожорливостью.
Позже появилась шестиколесная модель Sungri-60 с грузоподъемностью до 10 тонн. Некоторые модификации этих грузовиков оснащались дровяными газогенераторами, что стало вынужденной мерой в условиях дефицита топлива.
Среди продукции первого завода выделялись модели Sungri 64 и Jaju 64 — копии советского самосвала КрАЗ-256. После их появления необходимость в грузовике Sungri-60 отпала, так как новые модели также имели шесть колес и более высокую производительность.
В Северной Корее производилась копия белорусского БелАЗа под названием Sungrisan 25 или Konsor 25. Эти машины могли перевозить грузы массой до 25 тонн и развивать скорость до 65 км/ч.
Завод Sungri Motor Plant продолжает свою работу и по сей день, производя модернизированные версии упомянутых моделей.
Легковые автомобили Северной Кореи
В 20 веке северокорейские власти использовали легковой автомобиль Achimkoy, являвшийся копией ГАЗ «Победа». Название модели переводится с корейского как «Утренний цветок».
Особого внимания заслуживает легковая модель Kaengsaeng 88. В 1980-х годах Северная Корея закупила несколько образцов Mercedes-Benz 190E у Таиланда, после чего местные инженеры создали их копии. Внешне автомобили были почти идентичны, но вместо значка «Мерседеса» использовалась эмблема компании Pyongsang Auto Works, занимавшейся сборкой этих машин.
Северокорейская модель Kaengsaeng 88 имела значительный минус — в салоне отсутствовала вентиляционная система, что приводило к попаданию пыли во время движения и отсутствовал усилитель руля . Всего было выпущено несколько экземпляров этого автомобиля, так как сборка велась вручную. Ограниченное количество машин и ручной труд подчеркивали её «люксовость». Также северокорейские инженеры не использовали зарубежный двигатель, а оснастили машину мотором от ГАЗ-69
Корейские автомобили Pyeonghwa Motors
Так же в Северной Корее существует завод Pyeonghwa Motors, являющийся совместным предприятием с Южной Кореей. Он расположен в городе Нампхо и, используя лицензии, выпускает копии зарубежных автомобилей Brilliance, DanDong и Fiat. Завод начал свою активную работу в 2002 году, но после смерти основателя проекта, Мун Сон Мена, выпуск моделей значительно снизился. Несмотря на это, Pyeonghwa Motors остаётся одним из ведущих заводов в КНДР, производя до 10 000 автомобилей в год.
Одним из самых известных продуктов завода является копия Fiat Siena, получившая в Северной Корее название Hwiparam I, что в переводе означает «Свисток».
Завод Pyeonghwa Motors также выпустил модель Ppeokkugi I, название которой переводится как «кукушка». Это была копия Fiat Doblo, но она не завоевала популярности и производилась лишь около двух лет.
В марте 2004 года завод Pyeonghwa Motors выпустил автомобиль Ppeokkugi II, который стал северокорейской версией китайского Dandong Shuguang. В 2008 году был произведён Ppeokkugi 4WD-1, являющийся клоном китайского Shuguang (Huanghai) CUV Landscape.
С 2015 года на заводе Pyeonghwa Motors была запущена модель Ppeokkugi 2405, основанная на китайском кроссовере FAW Besturn X80, который был куплен у Китая и воспроизведен в виде северокорейской версии «Кукушки» в режиме CKD. Это достаточно неприхотливая модель, идеально подходящая для сельской местности и повседневной жизни в Северной Корее. Автомобиль 4-дверный, на 5 мест, с длиной 4586 мм и 2,0-литровым бензиновым двигателем мощностью 108 кВт.
Так же в Северной Корее можно встретить автомобили, которые стали своего рода историческими артефактами. Например, среди них встречаются седаны Volvo 144, которые были отправлены в страну в 1973 году. Партия из тысячи автомобилей была поставлена из Швеции, но правительство так и не оплатило её. С учетом пени долг на сегодняшний день составляет более 300 миллионов долларов. Однако шведов больше шокирует тот факт, что эти машины до сих пор находятся в эксплуатации.
Еще в страну поступали автомобили Приора и Нива из России, а на редких снимках можно увидеть японские автомобили, включая современные Лексусы, которые каким-то образом оказались в Северной Корее.
Автомобили Ким Чен Ына
Для элиты КНДР в нулевые годы выпускались автомобили марки Zunma, название которой переводится как «конь». Хотя название может напоминать о кальке с «Мерседеса», на самом деле основой для создания этого люксового автомобиля стал южнокорейский Ssangyong Chairman.
На сегодняшний день лидер КНДР использует различные автомобили. Например, в 2023 году он был замечен за рулем Mercedes-Benz Maybach S650. В 2019 году представитель страны приехал в Россию на бронепоезде, выехав из Пхеньяна и прибыв во Владивосток. Для поездок по делам он использовал привезенный лимузин Mercedes-Maybach S600 Pullman Guard, который был настолько длинным, что властям пришлось расширить ворота вокзала, чтобы он мог проехать.
А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новинок, интересных фактов и практичных советов, обязательно подпишитесь на мой канал. Так же рекомендую ознакомиться с другим моим материалом 👇