В предыдущей статье, размещённой на нашем канале,
мы познакомили наших читателей с четырьмя базовыми культурными типами, которые являются основой для всех национальных культур, существующих на нашей планете. В настоящей же статье мы хотим рассказать о ещё одном критерии базового отличия различных человеческих культур между собой, а именно - о разности восприятия ими течения времени и вытекающих из этого отличительных особенностях мыслей и действий представителей этих культур. Итак, начнём наш рассказ.
Если какого-нибудь человека, побывавшего в качестве туриста в разных странах мира, попросить в нескольких словах дать характеристику народу той или иной страны (не внешности, а поведению) - например, немцам, итальянцам и японцам - то данные им каждому из этих народов описания будут заметно отличаться. И это неудивительно. Однако если мы спросим этого человека о причинах подобных отличий, то с большой долей вероятности мы не услышим от него вразумительного ответа - скорее всего он расскажет что-нибудь о том, что это так сложилось исторически. И он, конечно же, будет абсолютно прав, так как это действительно так исторически сложилось. Но на вопрос - "а почему это исторически сложилось именно так?" - этот человек, как и подавляющее большинство других людей, ответа нам не даст, поэтому мы сами на него и ответим.
Итак, всё многообразие национальных культур, исторически сложившихся на нашей планете, можно подразделить на 3 (три) кластера, каждый из которых мы и рассмотрим ниже:
I. Монохронные (линейные; моноактивные; ориентированные на достижение цели) культуры, или "культуры результата"; их характерными особенностями являются:
~ для представителей этих культур время движется линейно - из прошлого через настоящее в будущее, являясь ценным невосполнимым ресурсом ("время - деньги"), который нужно беречь и ценить; поэтому в этих культурах принято долгосрочное пошаговое планирование любой деятельности - как в учебной и производственно-трудовой сфере, так и в частной жизни семьи/человека - составление расписаний, планов, графиков и т.д. на все случаи жизни, и максимально строгое следование им; считается недопустимым выполнение сразу более чем одной задачи - к следующему делу можно переходить только после завершения выполнения текущего; и т.д.; время в этих культурах воспринимается как ресурс;
~ представители описываемых культур при общении очень редко перебивают своего собеседника;
~ говорят сами и слушают своего собеседника примерно равное количество времени;
~ в диалоге/споре опираются на логическую аргументацию, подтверждённую фактами; эмоции стараются сдерживать и скрывать;
~ большей частью немногословны; лицевая мимика небогатая и малоинформативная для собеседника, жестикуляция отсутствует;
~ точны и пунктуальны; работают в фиксированное время, не любят незапланированных овертаймов и авралов; доверяют мнению компетентных в своей области профессионалов;
~ ориентированы прежде всего на достижение результата, которое считается более важным, чем сохранение хороших отношений с людьми, которые мешают этому; вежливы, но прямолинейны и не склонны к завуалированности и уклончивости в общении; правда для них - понятие абсолютное;
~ чётко отделяют частное и социальное - от профессионального.
II. Полихронные (нелинейные; полиактивные; ориентированные на личные неформальные взаимоотношения) культуры, или "культуры процесса"; их характерными особенностями являются:
~ для представителей этих культур время движется нелинейно, и приоритеты в выполнении тех или иных задач зависят не от расписания, а от степени значимости для человека того или иного дела в данный момент времени; практикуют только общее, т.н. "контурное" планирование, но даже в этом случае планы часто не выполняются и меняются; обычной практикой является выполнение сразу нескольких задач одновременно; время в этих культурах воспринимается как процесс;
~ при общении часто перебивают своего собеседника;
~ больше времени говорят сами, чем слушают собеседника;
~ в диалоге/споре руководствуются эмоциями, склонны жонглировать фактами и демонстрировать чувства;
~ всегда многословны, говорливы, общительны и нетерпеливы, любопытны; лицевая мимика богатая и информативная для собеседника, жестикуляция активная;
~ непунктуальны, склонны к опозданиям, которые в этих культурах не считаются невежливостью; работают в любое удобное для себя время, нормально воспринимают незапланированные овертаймы и авралы; доверяют прежде всего родственникам и свойственникам, к "чужим" относятся с предубеждением;
~ ориентированы прежде всего на установление межличностных взаимоотношений и неформальных связей, на отношения с людьми, с помощью которых решаются вопросы и задачи во всех сферах жизни и деятельности - от частно-социальной до производственной и коммерческой; в общении склонны к взаимной лести и преувеличениям; правда для них - понятие относительное, зависящее от многих сопутствующих действующих факторов;
~ смешивают частное и социальное - с профессиональным.
III. Циклохронные (цикличные; реактивные; ориентированные на сохранение лица) культуры, или "культуры ритуала"; их характерными особенностями являются:
~ для представителей этих культур время движется циклично (это чётко видно по китайскому календарю, в котором цикл повторяется каждые 60 лет), поэтому они склонны к рассмотрению любых задач в целом и к ситуативному реагированию на все возникающие в процессе выполнения задач новые действующие факторы; детальное планирование отсутствует, планируется только общее направление развития в соответствии с значимыми основными действующими принципами, которое может корректироваться под воздействием меняющегося контекста действующих факторов; время в этих культурах воспринимается как круговорот;
~ в процессе общения никогда не перебивают собеседника;
~ больше времени слушают своего собеседника, чем говорят сами;
~ никогда не спорят; в диалоге их утверждения имеют форму и носят характер обещаний; эмоции и чувства полностью скрывают;
~ молчаливы, дружелюбны, дипломатичны, предупредительны; мимика едва уловимая и неинформативная для собеседника, жестикуляция отсутствует или ритуализирована;
~ пунктуальны; работают по гибкому графику, нормально воспринимают овертаймы, но не любят и стараются не допускать авралов; доверяют знакомым людям, имеющим репутацию надёжных в плане выполнения взятых на себя обязательств;
~ ориентированы прежде всего на соблюдение процедуры, избегание конфликтов и сохранение лица всех участников взаимодействия; в общении всегда вежливы, но при этом склонны к завуалированному выражению мыслей, уклончивости и витиеватости речи; правда для них менее важна, чем сохранение лица и бесконфликтных отношений; достижение конечного результата для них также имеет меньшее значение в сравнении с сохранением лица и недопущением открытого конфликта между сторонами
в любых взаимоотношениях - межличностных, семейных, производственных, трудовых, торгово-коммерческих и т.д.;
~ смешивают частное и социальное - с профессиональным.
Для лучшего понимания отличий в восприятии времени представителями разных культур можно привести в пример планирование встреч в трёх разных странах - в Великобритании, в Испании и в Японии: в Великобритании человек придёт на встречу точно к назначенному времени, в Испании - обязательно опоздает минимум на 15 минут, а в Японии - будет на месте уже за 15 минут до назначенного времени. Также наглядно иллюстрирует разное отношение ко времени в разных культурах такое мероприятие, как поход в гости - если в Германии, Великобритании или Нидерландах прибытие гостей раньше или позже оговоренного времени воспринимается как неуважение их к хозяевам, то, например, во Франции как неуважение к хозяевам будет воспринят приход гостей точно к назначенному времени или раньше - это будет истолковано как нежелание гостей дать хозяевам время на доделывание каких-то своих дел перед их приходом, поэтому вежливые гости должны приходить не раньше чем через 15-20 минут после наступления назначенного времени. Ну а в странах Латинской Америки с их концепцией "la hora latina" - "латинского часа" - которая вообще игнорирует время как фактор, регулирующий жизнь, работу, бизнес и т.д. и использует его лишь в качестве мнемонического средства напоминания о каком-либо действии, которое нужно сделать - любые договорённости о чём-то с привязкой ко времени - не имеют вообще никакого смысла (автору вспоминается время его учёбы ещё в советском институте, где с ним на одном потоке училось много иностранных студентов из разных стран мира - из Вьетнама, Сирии, Непала, Монголии, Южного Йемена, Эфиопии и ещё нескольких африканских государств, а также из стран Латинской Америки - из Никарагуа, Кубы и Сальвадора; так вот, на первую пару опаздывали все без исключения иностранцы, кроме вьетнамцев, и некоторые советские студенты; однако все они опаздывали минут на 10-15-20, и только латиноамериканцы и эфиопы просто пропускали первую пару, приходя только на вторую (причём это никак не зависело от важности предмета, читаемого на этой паре)).
К монохронным культурам принято относить страны Северной Европы (Данию, автономную область в составе Дании - Фарерские о-ва, Швецию, Финляндию, Норвегию, Исландию, Эстонию, Латвию), а также Великобританию, Нидерланды, Люксембург, Германию, Швейцарию, Лихтенштейн, Австрию, Чехию, Словению, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию.
К полихронным культурам принято относить страны Южной Европы, такие как Испания, Андорра, заморская территория Великобритании - Гибралтар, Португалия, Италия, Сан-Марино, Мальта, Греция, Албания, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Хорватия, Сербия, Болгария, Румыния, Молдова, а также страны Ближнего Востока (Турцию, Кипр, Сирию, Израиль, Ливан, Иорданию, КСА, Йемен, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак, Иран), Закавказья (Грузию, Армению, Азербайджан), Центральной Азии (Афганистан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, СУАР в Китае), все страны Северной Африки (Египет, Судан, Ливию, Тунис, Алжир, Марокко, Мавританию), и все страны Африки к югу от Сахары; также к полихронным культурам относят все страны Латинской Америки, Вест-Индии и островные государства Океании.
Промежуточное положение между монохронными и полихронными культурами занимают т.н. переходные, или гибридные культуры, сочетающие в себе характерные черты и тех, и других культур в различных комбинациях в зависимости от страны/региона; к таким культурам относят такие страны, как Венгрия, Словакия, Польша, Украина, Беларусь, Литва, Бельгия, Франция, Ирландия, автономная область в составе Дании - Гренландия, а также Россия (однако следует отметить, что в составе России имеется ряд регионов, которые относятся к полихронным культурам, а именно: национальные республики Северного Кавказа и Предкавказья - Адыгея, КЧР, КБР, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, ЧР, Дагестан, Калмыкия)).
К циклохронным культурам относят Японию, Корею, Китай (кроме СУАР), Бутан, Монголию, Тайвань, Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Таиланд, Мьянму.
Промежуточное положение между полихронными и циклохронными культурами занимают переходные/гибридные культуры Южной Азии (сюда относят такие государства, как Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, Мальдивские о-ва), Юго-Восточной Азии (Малайзию, Бруней, Индонезию, Тимор-Лесте, Филиппины), и географически относящихся к Африке островных государств, расположенных в Индийском океане (это Сейшельские о-ва, Маврикий, Мадагаскар, Коморские о-ва), а также специального административного района в составе КНР - Макао.
Промежуточное положение между монохронными и циклохронными культурами занимают переходные/гибридные культуры города-государства Сингапур и специального административного района в составе КНР - Гонконга.
Из-за взаимонепонимания особенностей восприятия времени друг другом представители разных культур часто попадают в сложные ситуации, когда, договариваясь о каких-нибудь совместных действиях и привязывая их начало к какому-то конкретному времени, каждый из договаривающихся пребывает в уверенности, что противоположная сторона видит ситуацию так же, как и он сам. В результате чего случаются различные неприятные моменты - срывы запланированных мероприятий, опоздания на поезд, на
авиарейсы, и т.д.. В тех странах, где культуры с разным отношением ко времени сосуществуют давно (например, в Ирландии), перед тем, как договариваться о времени встречи, о времени начала поездки и т.д., принято задавать уточняющий вопрос: "Uair na gaeilge no uair an bhearla?" - то есть: "ирландский час или английский?". "Ирландский час" предполагает возможность опоздать, но не более чем на 20 минут, тогда как "английский час" предполагает абсолютную пунктуальность и не допускает никакого, даже незначительного отклонения от назначенного времени. В тех же случаях, когда каждый из договаривающихся проецирует на других своё восприятие времени, могут случаться такие ситуации, как с автором этой
статьи около 20 лет назад, когда он и двое его коллег ехали на совещание в город М. каждый из своего города на своём автомобиле, и договорились ещё с одним коллегой, который жил в городе Т. (через который пролегал путь всех едущих в город М.) о том, что в 5-15 утра мы все будем возле ворот его офиса, чтобы оставить свои машины на парковке и выехать из города на его машине не позднее 6-00. В 5-15 мы все были на месте. Не было... только нашего местного коллеги. Мы стали звонить ему с трёх телефонов, и только минут через 20 непрерывных звонков он взял трубку. При этом он был искренне удивлён тем, что мы так нервничаем. В общем, выехали мы из города Т. только в 6-45. Совещание в городе М. начиналось в 9-00. Сразу скажу - мы успели. Но такой потенциально опасной для жизни и здоровья и разорительной для кошелька того, кто был за рулём, поездки со мной не случалось ни до этого случая, ни после. Да, забыл сказать - наш коллега из города Т. был грузином. Прекрасный человек, отличный друг, хлебосольный хозяин - но время мы с ним воспринимали по-разному...
По мере усиления процессов глобализации и увеличения частоты контактов между людьми различных этносов, проживающими в разных странах всех континентов, отношение их ко времени медленно, но неуклонно меняется. И навыки тайм-менеджмента сейчас прокачивают не только в Нью-Йорке, Лондоне или Цюрихе, но и в Москве, Милане, Барселоне, Мадриде, Афинах, Стамбуле, Кейптауне, и даже в Дели, Джакарте, Буэнос-Айресе, Лиме, Сантьяго, Мехико и т.д. - везде, где осуществляют свою деятельность крупные транснациональные корпорации, повсеместно работающие по единым стандартам тайм-менеджмента. С другой стороны, многие люди в странах распространения монохронных культур в результате разнообразных контактов с представителями двух других типов культур - полихронных и циклохронных - также понемногу меняют своё восприятие времени, особенно в тех случаях, когда это не отражается на производственно-коммерческой деятельности и происходит, например, в период рекреации - во время отпусков, каникул, выходных и т.д.. В этой связи вспоминается ещё один случай, произошедший с автором и его супругой несколько лет назад, а именно: будучи на отдыхе в одной из балканских стран, мы записались на тематическую экскурсионную поездку, которая должна была осуществляться на катере вдоль побережья; когда мы пришли на причал к назначенному времени, почти все участники экскурсии были уже в сборе; состав экскурсантов был довольно пёстрым - там были русские, украинцы, венгры, чехи, австрийцы, немцы, голландцы. Пришло время отправляться, но катер никуда не двигался - выяснилось, что на борту не хватает четырёх человек; их решили подождать ещё 15 минут, а если их не будет, то идти без них. Во время ожидания люди вокруг делали предположения, из какой же страны эти непунктуальные личности, которые заставляют себя ждать целый катер с кучей людей на борту, и все дружно сошлись во мнении, что это русские. Каково же было всеобщее удивление, когда на борт поднялась немецкая семья! Кстати, во время поездки мы с ними разговорились и осторожно поинтересовались, чем было вызвано такое странное для немцев опоздание. На вопрос ответил их старший сын, парень лет 16-17, и этот ответ поразил меня своей неожиданностью: мол, мы же на отдыхе находимся, поэтому и расслабляемся по всем направлениям, в том числе отдыхаем и от пунктуальности, которая нам и дома надоела, а здесь она так и вовсе неуместна; да и вообще, не только одни русские могут везде опаздывать - мы, немцы, тоже так умеем!
Однако следует признать, что вышеописанные тенденции всё-таки довольно слабо затрагивают жителей сельской местности и маленьких провинциальных городов, где люди продолжают воспринимать течение времени в строгом соответствии с типичным для их культуры типом его восприятия, который практически не меняется.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Читайте также:
и другие статьи на нашем канале.
Желаем вам приятного и познавательного чтения!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!