Найти в Дзене
Вижу красоту

1935 год: «Повесть о злоключениях художницы Штрикер на Дулёвке»

Ева Штрикер. 1931
Ева Штрикер. 1931

Друзья, делюсь прелюбопытнейшей газетной заметкой о том, как обижали Еву Штрикер (Éva Amália Striker / Zeisel, 13 ноября 1906 – 30 ноября 2011) на Дулёвском фарфоровом заводе, которому она принесла славу своими сервизами на Всемирной выставке в Париже 1937 года. В название данной публикации вынес цитату из статьи.

-2
Бам Н., Шмырёв А. Мастерство и головотяпство // Газета «Лёгкая индустрия», орган Народного комиссариата лёгкой промышленности СССР, 1935. – № 117 (992) от 30 августа. – С. 2.

Это было давно... года два-полтора назад, когда на выставке фарфора в Торговой палате демонстрировались ‚замечательные образцы посуды – сервизы, чашки, вазы, статуэтки, хрусталь. Все образцы прекрасного фарфора были или работы отдельных художников, или являлись экспонатами художественной лаборатории завода им. Ломоносова, как известно, выпускающего исключительно уникальную продукцию.

Бедно и убого выглядела рядом с замечательными произведениями ломоносовцев безвкусно расписанная, однообразная по форме посуда наших фабрик. Лучшим, что смогли выставить даже такие ведущие предприятия, как Дулёвка и Дмитровская фабрика, были извлеченные из архивов кузнецовские и гарднеровские образцы.

Одним из интереснейших разделов на выставке – так отмечала печать, так отзывались и посетители – была несомненно витрина художницы Ломоносовской мастерской Евы Штрикер. Её произведения (кофейный и детский сервизы, чашки, пепельницы, вазы) свидетельствовали, что она не только художник большого и тонкого дарования, но и мастер, владеющий «секретами» производства.

Тем с большим удовлетворением приходилось отметить переход Е.А. Штрикер на работу на Дулёвскую фабрику, где её вещи должны были служить для массового производства.

Рассказывая, о хорошем художнике и нужном специалисте Е.А. Штрикер и о её работе в фарфоровой промышленности, к сожалению, именно здесь приходится сделать горестное отступление. По договору с товарищем Штрикер дирекция фабрики должна была предоставить ей квартиру, показанную ей на Дулёвке. Но, когда Е.А. Штрикер уже с вещами приехала на фабрику, чтобы прочно там обосноваться, ей пришлось испытать первое горькое разочарование. Квартира, на двери которой даже красовалась этикетка с её именем, оказалась занятой кем-то другим. И что хуже всего, – это произошло с неофициального согласия директора Бялковското.

Увлечённая размахом работ и производственными возможностями Дулёвки, Е.А. Штрикер стойко переносит первый удар и остаётся работать на фабрике, хотя предоставленная ей (в Доме крестьянина) «временно» комната не давала даже самых примитивных удобств. В терпеливом ожидании Е.А. Штрикер с головой окунается в работу.

Дальше жизнь и работу Е А. Штрикер на Дулёвской фабрике следует резко разграничить. С одной стороны, в работе мастера, художника – это ряд больших и ценных побед. В созданной ею скульптурной мастерской по её чертежам делаются новые модели. Впервые за много лет фабрика осваивает новые формы посуды.

Мосторг и Малый театр. Площадь Свердлова. 1933. Музейное объединение «Музей Москвы» / ОФ-35432/261. Госкаталог: 21207195.
Мосторг и Малый театр. Площадь Свердлова. 1933. Музейное объединение «Музей Москвы» / ОФ-35432/261. Госкаталог: 21207195.

Проходит всего около года, и работа Е.А. Штрикер получает широкое признание и лучшую оценку. Новая выставка фарфора в Москве, в Центральном универмаге Мосторга, явилась бесспорным триумфом Дулёвки и её художницы Е.А.. Штрикер. Чайные и кофейные сервизы, курительный и ликёрный приборы расценивались печатью как несомненное достижению фабрики. Это было тем более ценно, что это были первые образцы форм массовой посуды, вызвавшие такую единодушную благоприятную оценку. Мастер и художник Штрикер могла быть совершенно удовлетворённой.

Но вот в самом сухом и протокольном изложении другие факты из жизни Е. Штрикер на Дулёвке. Получив после временной комнатки в Доме крестьянина квартиру, хотя и хуже обещанной ей при заключении договора, она наконец там поселяется.

Неожиданно из Вены приходит сообщение о тяжелой болезни матери. Она просит у директора разрешения на отпуск и уезжает. Из Вены Штрикер посылает чертежи и просит в виду тяжелого состояния матери продлить ей отпуск. Её просьба удовлетворяется.

Всё как будто в порядке, но тяжелое разочарование снова ожидает Е.А. Штрикер. Вернувшись из отпуска, она опять оказывается без угла и без комнаты. В её отсутствие открыли квартиру, выбросили её вещи и поселили там новых жильцов. И опять это ничуть не взволновало директора. На этот раз товарищ Штрикер не предоставляют сразу даже временной комнаты. Ей даёт приют в своей квартире мастер-модельщик товарищ Фюльбрюгге.

После двух месяцев, пребывая в этом углу Е.А. Штрикер, наконец, получает комнату, освободившуюся в квартире директора товарища Бялковского, опять конечно временно. Она перевозит туда свой вещи, заметно пострадавшие после всех выкидываний и перевозок. Это время совпадает с наиболее ответственным периодом её работы на Дулёвке. Фабрика готовится к московской выставке.

Ева Штрикер среди сотрудников Госторга на выставке фарфора. Москва. 1935
Ева Штрикер среди сотрудников Госторга на выставке фарфора. Москва. 1935

После всей подготовительной работы художница едет в Москву на организацию выставки – выставки, принесшей успех Дулёвке. Здесь рассказом о последнем из многих ударов судьбы закончим повесть о злоключениях художницы Штрикер на Дулёвке.

Радостная, готовая в новой работе возвращалась она из Москвы на фабрику, к себе домой, в свою комнату. Но опять не было у Штрикер ни комнаты, ни вещей, ни угла. По распоряжению директора Бялковского комната Штрикер была опять кем-то занята, опять её вещи выкинуты, опять...

Нужно ли говорить, что после всего этого товарищ Штрикер отказалась работать на фабрике?

Сейчас товарищ Штрикер приглашена на работу в Москву, в управление стекольно-фарфоровой промышленности Наркомместирома. Но и здесь она не имеет квартиры, и ей не обещают никакого содействия.

История продолжается. До каких же пор?

-5

Ева Амалия Штрикер (Éva Amália Striker) была арестована 26 мая 1936 года по обвинению «подготовка покушения на Сталина». Содержалась во внутренней тюрьме госбезопасности на Лубянке в Москве, затем в Ленинграде в тюрьме «Кресты». Благодаря ходатайствам европейских родственников в сентябре 1937 года была приговорена к выдворению из пределов СССР (выслана в Австрию).

-6

Чайный сервиз С-1 Евы Штрикер с рисунком Петра Леонова «Красавица» получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, его выпуск в СССР продолжался до 1960-х годов.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив

Еда
6,93 млн интересуются