Найти тему
С Богом по жизни

ЖИВАЯ ВОДА

(Читаем Ин. 4:7-42)

Так много вопросов вызывает у меня жизнь этой женщины! Любили ли ее в родном городе, или же она была из тех, кого порядочные люди стараются избегать? Какой ее жизнь была в детстве? Хорошо ли обращались с ней родители в ее юные годы? Что за человек был ее первый муж? Было ли число ее замужеств (пять!) рекордным для Сихаря? В каком настроении она была в тот день, когда встретилась с Иисусом у колодца? Имела ли она высокомерный вид и заносчивое выражение лица или же пришла в тот день понурая и с сокрушенным духом?

Мы никогда не узнаем всего о самарянке, и мне не хочется подробно останавливаться на сентиментальных подробностях того, что могло произойти в ее жизни. И все же ее история является чуть ли не самой интригующей из всех историй тех потерянных душ, встречи Иисуса с которыми описаны в Евангелиях. Она отправилась однажды к колодцу, чтобы набрать воды, и стала символом для всех людей, где бы они ни жили, - тех, кто жаждет возвыситься над, казалось бы, непреодолимыми силами, тянущими их вниз. Ее история, известная как “рассказ о самарянке у колодца”, подобно “притче о блудном сыне”, получила свое название по главному действующему лицу. На самом же деле оба рассказа в первую очередь говорят о Боге - том Боге, который приветствует возвращающихся к Нему Своих детей и выказывает любовь к самым неожиданным людям. Рассказ о самарянке также учит вере, и Иоанн использовал встречу Иисуса с этой женщиной для того, чтобы передать три важные истины о той вере, к которой он призывал людей в своем Евангелии.

ВЕРА ВЫШЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Где-то около полудня на обратном пути из Иудеи в Галилею Иисус и Его ученики остановились у Иаковлева колодца. Это древнее место находилось возле самарянского города Сихарь. Они остановились отдохнуть, зная, что смогут купить что-нибудь поесть. Устав от ходьбы, Иисус присел у колодца, а ученики пошли в город, чтобы купить какой-нибудь еды. Одиночество Иисуса нарушила самарянка, которая пришла за водой. Обычно подобный случай проходил незамеченным; женщина набирала воду и возвращалась в город, даже не встречаясь взглядом с уставшим иудеем, сидящим поблизости. Однако на этот раз с женщиной произошло нечто удивительное: иудей заговорил с ней! Он всего лишь попросил ее дать Ему напиться, но эта простая просьба так поразила ее, что она спросила: “Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?” (Ин. 4:9). Вот так начался судьбоносный разговор между Иисусом и этой женщиной из ближайшего города.

Через несколько минут Он говорил с ней о ее самых глубоких нуждах, ее самых больших горестях и о Себе Самом как о Мессии! По окончании беседы в Иисуса уверовала не только она, но и многие другие люди из ее города. Самое поразительное в этой истории то, что с человеческой точки зрения эта женщина была, наверное, самым неподходящим человеком во всем мире, кому бы Иисус должен был говорить о евангелии. Тот факт, что Он все же сделал это, ясно говорит о том, что вера не привязана к жизненным обстоятельствам. Иначе эта женщина никогда бы не уверовала, потому что в тот день у нее было, по крайней мере, три “желтых карточки”.

Желтая карточка 1: она была самарянкой

Неприязнь между иудеями и самарянами возникла почти за семьсот лет до описываемых событий, во времена израильского пленения. Многие из оставшихся в стране смешались в браках с другими народностями и стали отличаться от сынов израильских в духовной и культурной сферах. Когда вавилонские иудеи вернулись в Иерусалим, чтобы восстановить храм, они не пожелали иметь ничего общего со своими сородичами, оставшимися в том краю (см. Езд. 4:2-5).

Со временем оказавшиеся в изоляции самаряне построили свой храм на горе Гаризим, ветхозаветной горе Благословения. Оба народа относились друг к другу весьма подозрительно, и в 128 г. до н.э. иудеи сожгли самарянский храм. Это прискорбное событие неудивительно, если учесть то презрение, с которым иудейские учителя относились к самарянам. В мишне говорится: “Дочери самарян нечисты от колыбели”. Другими словами, на самарянок смотрели как на нечистых по самой их природе! Мишна также содержит высказывание раввина Елиезера: “Вкушающий хлеб самарян подобен вкушающему мясо свиньи” (Мишна 8:10). Слова Библии о том, что “иудеи с самарянами не сообщаются”, вероятно, означают: “Иудеи с самарянами не пользуются одной посудой”. На фоне всего этого просто удивительно, что Иисус вообще заговорил с самарянкой. Поразительно, что Он попросил напиться из ее кувшина, и невероятно, что Он предложил ей Божью “воду живую”!

Желтая карточка 2: она была женщиной

Когда ученики вернулись, купив хлеб в городе, они “удивились, что Он разговаривал с женщиной” (Ин. 4:27). Они удивились не тому, что Иисус общался именно с этой женщиной; их поразило то, что Он разговаривал с особой женского пола! Как ни неприятно им было увидеть Иисуса, сидящего с кем-нибудь из самарян, они и представить себе не могли, что вернутся и застанут Его разговаривающим с самарянской женщиной.

Повторяю еще раз, что учения раввинов были направлены против самарянской женщины. В талмуде приводятся слова раввина, который призывал своих слушателей поменьше разговаривать с женщинами, даже со своей собственной женой! Некоторые учителя Моисеева закона смотрели на женщин как на низшие создания в моральном плане, а древняя молитва гласила: “Благословен Ты, Господь, что не сделал меня женщиной”. Второй “желтой карточкой” было то, что она была женщиной.

Желтая карточка 3: у нее было запятнанное прошлое

В ходе их разговора Иисус дал понять, что Ему известны все тягостные секреты прошлого самарянки. Она была замужем пять раз и в настоящее время жила с мужчиной, который не был ей мужем (Ин. 4:18). Нам остается только догадываться, какие ссоры, неприятие, беззащитность, стыд и горе довелось ей испытать в своих неудачных замужествах. Когда мы видим ее у колодца, она, возможно, уже приняла решение не вступать больше в брак или уже перешла тот рубеж, когда всякий мужчина был бы готов осчастливить ее, дав ей свое имя.

У меня есть несколько друзей-христиан, испытавших несчастье развода. Никто из них не хотел разводиться, и многие отчаянно пытались спасти свой разрушавшийся брак. Все они претерпели муку разрыва, когда “одна плоть” вдруг снова делится на две, и все они испытали тот позор, который приносит развод даже в 90-е годы. Я обнаружил, что у большинства моих разведенных братьев и сестер во Христе ненависти к разводам больше, чем у неразведенных. Им известно не понаслышке, почему Бог ненавидит развод (Мал. 2:16), потому что они на собственной жизни испытали его разрушительное действие. Даже годы спустя у многих все еще не сошли душевные шрамы, причиненные разводом. Представляете, какие шрамы были на самарянке от ее пяти разводов?

Как говорят в футболе, “Две желтые карточки, и ты вылетаешь и игры!” Мог ли Иисус где-либо найти более неподходящего кандидата для веры? Даже если бы она пришла к колодцу благочестивой самарянкой, ситуация была бы достаточно трудной. Ее горькое прошлое и сомнительное настоящее делает еще более примечательным то, что именно она по воле Иисуса приняла евангелие.

Вся беседа между Иисусом и самарянкой очень ярко демонстрирует то, что вера не связана с обстоятельствами. В очах Бога не имеет никакого значения ни раса, ни национальность, ни пол, ни прошлое. Беседа у колодца говорит об этом лучше, чем могла бы сказать любая проповедь!

ВЕРА СВЯЗАНА С ПОВЕДЕНИЕМ

В решающий момент Своей беседы с женщиной Иисус попросил ее пойти и привести мужа. Когда она ответила, что у нее нет мужа, Иисус сказал: “Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе” (Ин. 4:17, 18). Вначале кажется, что эта реплика странным образом прерывает глубоко духовную беседу. Почему Иисус так резко переходит от разговора о “воде живой” к просьбе привести ее мужа? Ответ женщины и реакция Иисуса на этот ответ указывают на то, что Иисус сменил тему разговора специально для того, чтобы удостовериться, что она готова отдать всю свою жизнь Господу, а не просто тешит свое любопытство. Пока женщина не переоценит свою личную жизнь, ее вера будет фальшью.

Хотя вера и не привязана к обстоятельствам, для нас чрезвычайно важно связывать веру со своим поведением. Кто-то может выражать свою веру в Иисуса и при этом не давать Ему войти в свою жизнь. Если кто-то ищет путь веры, очень важно, чтобы он отдал всю свою жизнь Господу. Вы, должно быть, слышали о солдатах, воевавших многие годы тому назад в армии, называвшейся “христианской”. Принимая крещение, солдаты держали правую руку над водой. Таким образом, в сражении они могли делать своей правой рукой все, что угодно, говоря: “Эта рука не была крещена!” Своим вопросом Иисус как бы говорил женщине, что она должна или отдать Господу всю свою жизнь целиком, или не отдавать ничего.

Взаимосвязь послушания с истинной верой выражается во многих местах Нового Завета. В Мф. 7:21 Иисус говорит: “Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного”. Спустя годы Иаков писал: “Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” (Иак. 2:17). Вера и послушание просто неразделимы. Самарянка не смогла бы прийти к истинной вере, если бы не захотела позволить Иисусу заполнить каждый уголок ее жизни.

Просьба Иисуса к женщине привести ее мужа подобна Его просьбе к нам сегодня принести Ему наши чековые книжки, наши налоговые декларации, наши планы на каждый день и дневники. Вера - это не один из аспектов жизни; она требует всей нашей жизни без остатка. Иисус не закрыл перед женщиной врата царства из-за ее прошлого, но настаивал, чтобы она принесла Ему всю свою жизнь. Он просил ее порвать со своим греховным прошлым. Вера, отделенная от нашего образа жизни, - это вовсе не вера!

ВЕРА ВЫРАЖАЕТСЯ В ИСТИННОМ ПОКЛОНЕНИИ

Когда Иисус попросил женщину привести ее мужа, кажется, будто беседа делает крутой поворот; и все же, как мы видели, это не так. После этого женщина сказала: “Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме” (Ин. 4:20). Создается впечатление, что она старается уйти от разговора о личной жизни, вовлекая Иисуса в религиозную дискуссию. Однако Иисус использует ее вопрос, чтобы продолжать вести ее к Богу.

Сначала Он сказал ей, что истинное поклонение не связано с каким-то определенным местом, будь то Иерусалим или гора Гаризим. Говоря так, Он не имел в виду, что гора Гаризим ни в чем не уступает Иерусалиму, ибо - пояснил Он - “спасение от иудеев” (Ин. 4:22). “Но, - заявил Он, - настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе” (Ин. 4:23).

Неважно, - учил ее Иисус, - где совершается поклонение. Как гора Гаризим, так и Иерусалим вскоре уйдут в прошлое. Истинное поклонение происходит в духе (в противоположность детальным, физическим правилам поклонения, диктуемым Ветхим Заветом) и в истине (в противоположность тени, какой был Ветхий Завет). По этому вопросу самарянка, вероятно, заблуждалась так же, как и двенадцать апостолов. Для нее Иисус отделил поклонение от определенного места и указал на истинное поклонение. Так как Божье естество духовно, истинное поклонение есть дело духа.

Джон Киллинджер поведал о своей беседе с пожилым проповедником, который собирался уходить на пенсию. Проходя по великолепному церковному зданию, где проповедовал этот человек, Киллинджер спросил его, о чем тот больше всего думает на данном жизненном этапе. Чаще всего, ответил он, его преследует мысль о любви:

“Под любовью, - он сказал, - я имею в виду вот что”. Он обвел рукой невероятно большое церковное здание, строительство которого продолжалось в течение последних пяти лет. “Раньше я считал, что самым главным для меня является строительство этого здания. Знаете ли, старая мания величественных зданий. Теперь, когда оно построено, я много думаю о любви. Что толку в здании, если люди не меняются? Я бы хотел остаток своего служения учить людей любви. Если они не научатся...” Он оборвал свои слова еще одним жестом - жестом, в котором усматривалась безнадежность, будто он не знал, сможет ли осуществить свой замысел, будто его слава строителя каким-то роковым образом померкла оттого, что он слишком поздно открыл для себя, что целью всякого дела является любовь.

Много вопросов затрагивает религия, но есть вопросы, которые важнее всех остальных. Самыми величайшими из всех являются вопросы веры, поклонения и любви. Указав самарянке на истинное, духовное поклонение, Иисус указал нуждающейся и смущенной женщине на то, что является главным в жизни. Подавляющее большинство других вопросов, включая храмы и святые горы, в сравнении с этим ничего не значат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вслед за словами Иисуса о поклонении женщина вновь попыталась сменить тему. “Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда придет, то возвестит нам все” (Ин. 4:25). Выслушав, Иисус сделал нечто поразительное - нечто чрезвычайно редкое в Евангелиях: Он прямо сказал ей, кто Он такой! “Это Я, Который говорю с тобою” (Ин. 4:26). Он сделал это признание не священникам и не царям, а безнравственной самарянке! В ее сердце Иисус увидел плодородную почву для семени царства и потому поделился с ней Божьей вестью.

Заканчивая, хочу сказать, что мы с вами стоим у колодца вместе с Иисусом. Принеся свое смущение, свои надежды, свое прошлое, свою боль, мы стоим перед лицом Сына Божия. Мы слушаем и пытаемся понять те истины, которым Он учит нас: (1) вера выше обстоятельств, (2) вера связана с поведением и (3) вера выражается в истинном поклонении.

Точно так же, как Иисус пригласил встать на путь веры самарянку, Он приглашает сегодня и нас с вами!

Ад и Геенна | С Богом по жизни | Дзен