Найти в Дзене
Ирина Адамова

Московские "чайные короли" купцы Перловы.

Появление на Руси чая относится к XVII в. Среди даров царю Михаилу Федоровичу от монгольского хана находились и свертки с чайными листьями. За 200 свертков чая было отдано 100 соболей, однако он пришелся царю по вкусу, и вскоре этот необычный напиток сделался любимым у жителей Москвы.

Из Москвы пошел глагол «чаевничать», родились пословицы и поговорки: «Выпей чайку — забудешь тоску», «С чая лиха не бывает», «За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем», «Чай не пить, так на свете не жить». А наряду с приветствием «Хлеб да соль» стали говорить «Чай да сахар!». Иронизируя над «московским умом», приговаривали: «Где нам, дуракам, чай пить!». Как писал В.Г. Белинский, «русский народ не мог жить без чая и пил его по пять раз в день дома и пять раз в трактирах».

Чай стоил дорого и продавался в основном в аптеках как «пользительная» лекарственная трава. В Москве бытовала шуточная городская песня о незадачливом крепостном:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как проклятый чай варить.
Взял тогда, налил водички, всыпал чай я весь в горшок.
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко. на господский стол подал.
Гости с барином плевались. Сам он ажно озверел!
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся: «Чем же мог не угодить?»
А потом-то догадался, что забыл я посолить.

Основатель династии купцов Перловых Алексей Иванович при Екатерине II открыл торговлю в рядах на Красной площади и принял фамилию Перлов (от слова «перл» - жемчужина). Перловы продавали чай в розницу дешевле, чем другие торговцы, и в любых количествах – хоть на копейку.

Торговля у Перловых шла весьма успешно: их стали называть «чайными королями». Только в Москве на центральных улицах у них было 14 магазинов. К концу XIX в. у них уже было 88 магазинов не только по всей России, но и в Германии, Австрии и Франции. В 1887 г. династия Перловых отметила свое столетие. Император Александр III пожаловал им дворянские титулы, а фирме - звание «поставщик императорского двора».

-2

В 30-е гг. XIX в. братья Василий и Иван Перловы приобрели усадьбу в начале 1-й Мещанской улицы. После смерти Василия семейное владение вместе с фамильной фирмой досталось его старшему сыну Семену, а младший, Сергей, получил дом на Мясницкой улице. Вскоре он открыл собственную фирму, паи в которой принадлежали его жене, дочерям и зятьям. Так появились 2 родственные, но одновременно и конкурирующие фирмы Перловых.

Когда-то здание дома на Мясницкой принадлежало масону Измайлову. Большой зал служил для собраний масонской ложи и был обит черной тканью, а в углах стояли скелеты. Из дома шел тайный ход к Меншиковой башне. В 1893 г. появился дом Сергея Перлова, проект которого разработал известный архитектор, виртуозный мастер эклектики, Роман Иванович Клейн. На 1-м этаже разместились магазин и чаеразвесочная фабрика, выше – жилые помещения. В доме проходили музыкальные вечера, был домашний театр.

Оформление дома в китайском стиле связано с любопытным событием. Так его описывает историк П.В. Сытин: «В Москве тогда готовились к коронации Николая II. На коронацию должен был приехать регент молодого китайского императора Ли Хунг-Чанг. С Китаем торговали две московские чайные фирмы: С. Перлова и «В. Перлова с сыном». Стало известно, что Ли Хунг-Чанг остановится в доме чайного торговца Перлова, но какого не знали».

Сергей Васильевич решил удивить гостя внешним видом своего дома, отделав его в любимом китайском стиле. Воплощением в жизнь идей Перлова занялся архитектор Карл Гиппиус, который прекрасно справился с задачей, не затронув самого дома. Ранее выполненный в стиле позднего ренессанса, теперь он стал похож на китайскую «пагоду». Так появилось это московское чудо на Мясницкой с обилием колоритных китайских национальных элементов в виде дракончиков и змеек, фонариков и зонтиков. В торговый зал поставили фарфоровые китайские вазы, скульптуру и мебель, а перед входом появились 2 деревянные раскрашенные фигуры китайцев.

-3

Китайский посол так и не удостоил хозяина своим присутствием, зато «китайская шкатулка» полюбилась москвичам и стала прекрасной рекламой для магазина.

После революции большая часть семьи Перловых эмигрировала, а дом «уплотнили» под коммуналки – по комнате на семью. Магазин под названием «Чай-Кофе» получил первый номер: по статусу он приравнивался к Елисеевскому гастроному. К началу 90-х гг. прошлого века дом находился в катастрофическом состоянии: фасад осыпался, стены были поражены грибком, перекрытия обветшали, полы прогнили, коммуникации разрушились. Подвалы для хранения чая стояли затопленными из-за прорвавшихся труб – для их очистки понадобилось 320 грузовиков.

После распада СССР наследники владельцев знаменитых предприятий пытались вернуть фамильную собственность, но никому из них это не удалось. Тогда представители 3 династий – Пороховщиковы, Муравьевы-Апостолы и Перловы – предложили взять в аренду у города бывшую собственность.

Только после ходатайства Патриарха Алексия II потомки Перловых смогли выкупить право арендовать здание на Мясницкой. По инициативе правнучки Сергея Перлова, Жанны Юрьевны Киртбая, была проведена колоссальная работа по восстановлению первоначального облика дома. Около 150 элементов декора пришлось заказывать в Китае. Приехавший на помощь реставраторам китайский архитектор подтвердил, что аналогов этому сооружению нет даже в Поднебесной.

-4

-5

С 2002 г. чайный дом вновь радует жителей и гостей Москвы своей удивительной экзотической красотой.

-6

Ссылка на статью автора о Китайском дворце Екатерины II в Ораниенбауме: https://zen.yandex.ru/media/irinadamova/redkaia-dragocennaia-igrushka-ekateriny-velikoi-v-oranienbaume-60af7c4316548f42d100dd29