.
.
Приступая к рассмотрению образа «времени, времен и полвремени», к которому обращается двенадцатая глава книги Откровение, есть смысл еще раз отметить, что этот образ оканчивается не полным «временем», а «половиной времени», поэтому подобный срок выглядит «не исполненным» и подразумевает какое-то продолжение и завершение.
При этом почти все предложенные богословами толкования фразы «и даны были жене два крыла большого орла…» из Откр.12:14 трактуют этот образ через «тысячу двести шестьдесят дней» из Откр.12:6, под которыми традиционно разумеется не вся полнота новозаветных времен, а буквальные 3,5 года последней великой скорби, из чего следует вывод, что 1 год должен соответствовать «времени», 2 года – «временам», а оставшиеся 0,5 года – «полвремени».
(Именно такой логики придерживаются и проф. Лопухин, и свт. Андрей Кесарийский, и У. Баркли, и т.д.)
Тем не менее, ни в коем случае не подвергая сомнению авторитет богословов, разделяющих такую точку зрения, необходимо отметить, что ни текст книги Откровение, ни иные свидетельства Св. Писания ничем не подкрепляют подобные умозаключения. Более того, буквальное «приравнивание» обсуждаемого образа к «трем с половиной годам» не раскрывает ни причин, почему три с половиной года делятся на три неравные части, ни сути новозаветного свидетельства, явленного в образе «времени, времен и полвремени», — а, значит, не согласуется с теми принципами, в соответствии с которыми строятся точные до буквы и совершенные по смыслу новозаветные панорамы книги Откровение.
Другими словами, вышеупомянутая версия представляет собой «расчет под ответ», то есть подбор для «времени», «времен» и «полвремени» таких значений, чтобы сумма слагаемых составила именно три с половиной года, — а то обстоятельство, что через общность свидетельств о «пребывании жены в пустыне» образу «времени, времен и полвремени» соответствует не число «3,5» (года), а числа «1260» (дней, Откр.11:3, Откр.12:6) и «42» (месяца, Откр.11:2, Откр.13:5), в этой версии никак не учитывается.
При этом в книге пророка Даниила наряду с образом «времени... времен и полувремени» представлено весьма знаменательное событие, пророческие смыслы которого весьма загадочны и чрезвычайно сложны для понимания. Речь идет об эпизоде, когда только что взошедший на престол вавилонский властитель Валтасар устроил пир, на котором он и весь его двор принялись пить вино из священных сосудов иерусалимского храма (эти сосуды были вывезены в Вавилон при разграблении и разрушении халдеями города Иерусалима и храма Соломона), — но в разгар пира появившаяся из ниоткуда рука написала на стене некие загадочные слова.
А далее пророк Даниил приводит следующее свидетельство:
И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит (Дан.5:22-30)
.
Конечно, этот эпизод, как и многие другие предначертательные события ветхозаветных времен, можно ограничить «локальными» историческими смыслами и не предполагать их дальнейшего (новозаветного) исполнения во вселенском масштабе. Однако с учетом общих для Откровения и книги Даниила образа «времени, времен и полувремени» (Дан.7:25, Дан.12:7 — Откр.12:14), и образа «четырех зверей», которые по свидетельству Откровения Иоанна Богослова являются частью пророческих панорам новозаветных времен (Дан.7:2-7 — Откр.13:1-3); и образа четырех ветров (Дан.7:2 — Откр.7:1); и десяти дней испытания, которые упоминаются как в книге Даниила, так и в книге Откровение (Дан.1:11-19 — Откр.2:10); и особой запечатанной книги, вверенной Ангелом пророку Даниилу, которая является одним из прообразов великой небесной книги Агнца (Дан.12:4 — Откр.5:7-9); и «мерзости запустения», которую упоминает Спаситель в Еленской проповеди («...когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет», Мф.24:15), и т.д. (это далеко не полный список), — очевидно, что все видения и свидетельства пророка Даниила прямо связаны с новозаветными панорамами, прорисованными в Откровении Иоанна Богослова.
Более того, если оценить роль и «логический вес» тех событий, которые произошли на пиру у вавилонского властителя Валтасара, в истории народа Божьего, — такая оценка не оставит сомнений в том, что пророческие смыслы этого эпизода не ограничены «летописно-историческим» свидетельством, но выступают еще одним предначертательным библейским образом, все детали которого глубоко символичны и указывают на новозаветные времена и на те события, которые произойдут в свое время в масштабах всего мира и всего человечества (включая падение «вселенского вавилона», выход христиан из «вавилонского плена» и т.д.).
Другими словами, в образе богослужебных сосудов, попавших в «вавилонский плен», прорисованы люди Божии, которые пребывают в «мире сем», но, несмотря на все исходящие от него соблазны и угрозы, «смотрят в окно» в сторону Небесного Иерусалима (Дан.6:10).
Царь Валтасар со всеми своими вельможами, женами и наложницами есть образ «мира сего» (причем образ царя соответствует самому диаволу).
А загадочное писание «мене, текел, упарсин», начертанное «кистью руки» прямо перед очами нечестивых и беззаконников, есть новозаветное Божественное Откровение, которое свидетельствует миру, что его преступления сочтены; время, которое ему отпущено, исчислено и ограничено; та власть, которая ему оставлена, эфемерна, — и что это земное царство разделится само в себе и не устоит (о чем, к слову, свидетельствуют в том числе и соответствующие главы книги Откровение).
(Сравн. – «…ты славил богов серебряных и золотых... а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание... Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам», Дан.5:23-28; «…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, [разделившийся] сам в себе, падет», Лк.11:17; «И десять рогов… возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне», Откр.17:16)
Кроме того, весьма знаменательным выглядит и то обстоятельство, что слова «мене, текел, упарсин» (а в оригинале слово «мене» присутствует только один раз) указывают на вполне определенные меры весов, бывшие в ходу в древние времена (т.е. на «мину», «сикль» и «полмины», сравн. – «…ты взвешен на весах…», Дан.5:27). Поэтому при условии, что образу «времени» (т.е. «мине») соответствует одна седмина, а образу «полвремени» (т.е. половине «мины» – «упарсину») половина седмины, — эти «седмина» и «половина седмины» составят те самые десять пророческих дней (7+3,5; сравн. – Откр.2:10), которые отпущены всему миру для прозрения, обращения и покаяния.
Что касается того множества «времен», которыми и в книге Даниила, и в книге Откровение разделены образы «времени» и «полвремени», — эти времена предстанут чрезвычайно малой весовой мерой размером в «сикль», в которую «умещаются» все годы великого новозаветного юбилея.
(Здесь можно пояснить, что библейские юбилейные годы венчали каждые семь седмин обычных лет и знаменовали «полноту времен», причем в череде календарных лет юбилейные годы не исчислялись. А это означает, что в числовом выражении «вес» юбилейных лет на «шкале времен» был ничтожно мал и выглядел «сиклем» по сравнению с «миной».
При этом земля в юбилейные годы не возделывалась, и плоды земли не собирались, — однако народ Божий, подобно «жене в пустыне», ни в чем не испытывал нужды.
И хотя юбилейный устав давался народу Израиля для соблюдения его «по плоти», так что для его буквального исполнения в нужный момент требовался настолько же буквальный тройной урожай, — для христиан очевидно, что в новозаветной духовной реальности тем «урожаем», который даровал миру Господь при исполнении «великого юбилея», то есть семидесяти седмин из Дан.9:24-25, является Откровение Нового Завета, и что неиссякаемый небесный хлеб этого урожая уже без малого две тысячи лет питает всех без исключения людей Божьих, переходящих в новозаветные времена пророческую пустыню ветхого мира)
Таким образом, загадочное писание «мене, текел, упарсин», чудесным образом начертанное перед глазами царя Валтасара во свидетельство неизбежного падения его нечестивого царства, в пророческом смысле соответствует «времени» (мина – седмина), «временам юбилея» (сикль) и «полувремени» (половина седмины – упарсин) и прорисовывает всю полноту новозаветных времен до трех с половиной дней последней великой скорби (которые дополняют последнюю «половину времени» до «полноты времени» и Второго Пришествия Спасителя), — а истолкование слов «мене, текел, упарсин», адресованное царю Валтасару пророком Даниилом, в точности соответствует тому вселенскому обличающему свидетельству, которое адресует «царю» и царству мира сего возвещаемое через Церковь Новозаветное Откровение.
.
...............................................................................................................................................
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку...» (Откр.12:15-16)
Предыдущая статья: «И даны были жене два крыла большого орла...» (Откр.12:13-14)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #мене текел перес значение, Дан.5:25 #мене, мене, текел, упарсин что значит, Дан.5:25-28 #книга даниила глава 5 пир у валтасара #жена питалась в пустыне в продолжение времени времен и полвремени, Откр.12:14