Найти в Дзене

«А жена убежала в пустыню...» (Откр.12:6)

Оглавление

.

.

А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней (Откр.12:6)

.

Когда в главах в главах 5, 6 и 7 книги Откровение Господь открылся Небесному Собору Пасхальным Агнцем, Который «был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр.5:9), — этот образ прямо указывал на то, что в событиях Благовестия исполняются во вселенском масштабе прообразные смыслы освобождения народа Израиля от жестокого рабства, в котором он оказался, пребывая в Египте.

Причем для того, чтобы спастись от фараона и его войска и достичь земли обетования, народу Израиля пришлось перейти Синайскую пустыню.

И в пророческих панорамах главы 12 «жена» после рождения Чудесного Младенца бежит от змея-дракона не куда-нибудь, а в пустыню, чтобы, находясь там в безопасности (т.е. в специально приготовленном для нее месте), ожидать исполнения открывшихся в ее Младенце Божественных Обетований.

Кроме того, образ «бегства жены в пустыню» свидетельствует об исполнении в новозаветных событиях одного из самых поэтических пророчеств Св. Писания, в котором возвещалось грядущее «помилование Непомилованной» (Ос.1 – Ос.2), — то есть принципиальные изменения в духовном положении спасенного Христом человечества:

Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: "муж мой", и не будешь более звать Меня: "Ваали" (Ос.2:14-16)

.

Другими словами, в образе «ухода жены в пустыню» прорисовано самое начало новозаветных времен, когда миру был явлен Божественный Агнец и народ Нового Завета тронулся в путь по дороге спасения (сравн. – «…пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня», Исх.12:11-14), — а в образе «тысячи двухсот шестидесяти дней» обозначена вторая половина «великой пророческой седмины» (т.е. всей истории человечества), когда уверовавшие пребывают не под страхом смерти во власти диавола, но под Главой и Защитой Господа и Спасителя.

(Здесь необходимо отметить, что большинство богословов придерживаются версии, согласно которой срок в 1260 дней обозначает не всё новозаветное время, а последние три с половиной года существования ветхого мира. Так, свт. Андрей Кесарийский говорит о 1260 днях как о времени торжества нечестия, которое случится в самом конце времен:

Три с половиною года – срок, в течение которого будет господствовать отступление

Однако подобное мнение сложно совместить с теми смыслами, которые связывают в единое целое пророческие видения главы 12 и образы исхода Израиля из Египта.

Кроме того, в прорисованных тайнозрителю событиях нет ни прямых свидетельств, ни даже намеков на то, что восхищение Младенца к Небесному престолу и «бегство жены в пустыню» разделены длительным сроком, а пребывание жены в пустыне соответствует понятию «великая скорбь», Мф.24:21-22.

Напротив, упоминание «приготовленного ей место от Бога» подразумевает, что это место безопасно, и что «жена», подобно ветхозаветному Израилю, избавлена там не только от «великой скорби», но даже от значительно меньших «земных» скорбей, — а в книге пророка Осии «пребывание в пустыне» и вовсе представляется временами великой и чистой радости, сравн. – «…и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской», Ос.2:15.

Более того, в пользу разумения «перехода пустыни» как образа всех новозаветных времен свидетельствует и то обстоятельство, что исчисление трех с половиной лет в днях представляет эти дни весьма значительным числом, которое явно не соответствует характеристике «…но ради избранных сократятся те дни», Мф.24:22. И это при том, что в отношении подлинно трагических событий обозначенные в книге Откровение дни действительно выглядят очень и очень короткими, сравн. – «И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы», Откр.11:9)

При этом и все прочие упоминаемые в главе 12 детали и обстоятельства прямо или косвенно свидетельствуют о том, что в образе 1260 дней представлена вся полнота времен Благовестия.

Так, например, нет сомнений, что новозаветное пребывание жены в пустыне прямо противопоставляется ветхозаветному определению, которое последовало за грехопадением Адама и обрекало человека «со скорбью питаться от земли» (Быт.3:17-19), — ведь «жена в пустыне» не только не угнетаема скорбями (и даже, по свидетельству Осии, поет от радости), но полностью избавлена от забот о собственном пропитании (сравн. – «…Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод…», Откр.7:17; «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам», Ин.14:2).

А в соответствии с еще одной линией библейских пророчеств свидетельства главы 12 об «особом месте» и «особом питании» связывают происходящие события с образами и смыслами «манны небесной», которой, как известно, питался ветхозаветный Израиль все сорок лет пребывания в Синайской пустыне.

Так что та «пророческая пустыня», где укрывается от дракона «жена, облеченная в солнце», представляется наилучшим местом для сохранения ею собственной свободы, — а условия, которые там для нее созданы, во всех смыслах способствуют укреплению ее веры и призваны привести ее ко спасению (ведь она находится там вне досягаемости «дракона» и при этом получает небесную пищу к жизни по духу, Ин.6:49-51).

(Здесь можно отметить, что через «египетские» образы в Св. Писании прорисовано в том числе и противопоставление «двух видов хлеба», т.к. путь в Египет, из которого в итоге пришлось бежать, Иаков-Израиль и его сыновья прошли потому, что крайне нуждались в хлебе «земном», Быт.47:1-12)

Именно в таком ключе комментирует образ «жены в пустыне» и проф. Лопухин:

Христианская Церковь есть небесное чадо; на земле она имеет только временное пребывание, и ее отечество - на небе. Однако же она обречена жить на земле. А так как земные условия не соответствуют ее существу и не могут удовлетворить ее потребностей, то, естественно, она должна жить среди них как бы в пустыне: она должна искать себе небесной манны и чудесной воды. Церковь, если хочет остаться святою и славною, должна отречься от соблазнов и бежать от диавола, бежать в пустыню, т.е. отрекшись от чисто земных удовольствий и славы, жить в этом мире как бы в пустыне. Христианская Церковь живет и как бы не живет на земле: она живет как бы в пустыне, ибо поддерживает свое существование не единым хлебом, но и глаголом, исходящим из уст Божиих

.

И в таких же образах (как добровольный уход уверовавших «в пророческую пустыню») представляет христианский путь в вере ап. Павел:

Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего (1 Кор.7:29-31)

.

Кроме того, весьма знаменательно, что образ «питания жены в пустыне» в очередной раз свидетельствует о наступлении «юбилейной» полноты времен, — то есть указывает на совершенно особенные времена, когда земля не возделывается, а народу даруется «свобода от рабства» и «свобода от долгов» (Лев.25:10).

(При этом ветхозаветные уставы для юбилейного года утверждают, что урожай последнего предъюбилейного «не-субботнего» года даруется народу таким, чтобы его хватило на целых три года: и на седьмой год, т.е. «год субботы», и на год юбилея, и на весь следующий за юбилейным обычный год до новой жатвы, сравн. – Лев.25:21-22)

А поскольку, как уже неоднократно отмечалось ранее, все «три с половиной пророческих года» Церковь несет в мир христианское свидетельство, прорисованное в предыдущей главе книги Откровение в образе 1260 дней вселенской проповеди «двух светильников-маслин», — в том «чудесном питании», которое даровано переходящим пустыню ветхого мира, читается в том числе и новозаветное исполнение предначертательных событий, происходивших в ветхозаветные времена с пророком Илией, который, наказывая за нечестие царя Ахава и царство Израильское, «заключил небо», и на землю Израиля ровно три с половиной года не упало ни капли дождя (3 Цар.17:1, сравн. – «Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их…», Откр.11:6).

При этом сам пророк Илия сначала скрывался от Ахава в пустынной местности за Иорданом, где его некоторое время кормили вороны (3 Цар.17:2-6), — а затем в доме вдовы из Сарепты Сидонской, у которой все это время «мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало...» (3 Цар.17:8-16, сравн. – «…чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней», Откр.12:6).

А когда по слову Илии на жертвенник из двенадцати камней, устроенный им на горе Кармил, сошел небесный огонь (3 Цар.18:30-38), а четыреста пятьдесят пророков Ваала были истреблены в знаменательной долине Изреель при холме Мегиддо, — пророк Илия вторично скрылся в пустыне (так как нечестивая царица Иезавель желала предать его смерти, 3 Цар.18:40, 3 Цар.19:4, сравн. Откр.12:6 и Откр.12:14; сравн. – «…если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту», Откр.11:5; «…ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих…», Откр.2:20, и т.д.).

И в этой пустыне уже Ангел Господень чудесным образом накормил пророка Илию на сорок дней пути до горы Хорив (т.е. до Синая, 3 Цар.19:4-8), — так что и «повторный» переход пустыни пророком Илией во всех смыслах соответствует и событиям исхода Израиля из Египта, и пребыванию в пустыне «жены, облеченной в солнце»:

И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (3 Цар.19:7-8)

(Здесь можно заметить, что сначала Илия ушел в пустыню «на день пути», а затем, после того, как его дважды накормил Ангел, сорок дней шел до горы Хорив, — так что полный срок «вторичного» пребывания в пустыне укрепленного чудесным питанием пророка Илии составил знаменательные 42 дня)

Таким образом, посредством весьма лаконичного свидетельства о бегстве жены в особое пустынное место, где она получает «божественное питание», книга Откровение прорисовывает исполнение в новозаветной реальности великого множества ветхозаветных образов и пророчеств, причем времена новозаветного перехода пустыни не являются «апокалиптическими» и могут назваться «последними» только с той оговоркой, что это «последнее время» в буквальном исчислении продолжается уже два тысячелетия.

Кроме того, есть смысл еще раз отметить, что срок в 1260 дней составляет 3,5 года только в формальном исчислении, то есть эта цифра в точности соответствует половине от семи календарных лет только в том случае, если семь лет «пересчитать» в месяцы (1260:30=42; 42:12=3,5), — но при исчислении трех с половиной лет через количество дней в «солнечном» году половина семилетия составит не 1260, а 1278 дней.

А поскольку время пребывания жены в пустыне приводится не в годах, и не в месяцах (как, например, это было представлено в Откр.11:2 и Откр.13:5 через число 42), но в днях, — такое свидетельство не предполагает пересчет дней в месяцы, но связывает происходящее с таким же «дневным» образом времен из книги пророка Даниила, соединяя в одну полную седмину 1290 «дней запустения» (Дан.12:11) и те 1260 дней, которые «жена поводит в пустыне» (причем «приравнивает» 1260 дней к знаменательным 3+42=45 дням, связанным с пребыванием в пустыне пророка Илии, сравн.: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней», Дан.12:12; 1335-1290=45)

.

...............................................................................................................................................

«Карты времён» Св. Писания и книги Откровение | Новозаветные смыслы Апокалипсиса | Дзен

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Война на небе и окончательное поражение диавола (Откр.12:7-9)

Предыдущая статья: «И родила она младенца мужеского пола...» (Откр.12:5)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #жена убежала в пустыню на 1260 дней, Откр.12:6 #жене приготовлено было в пустыне место от Бога и питали ее там 1260 дней, Откр.12:6