.
.
Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени (Откр.12:12)
.
После свидетельства о войне на небе и окончательном низвержении диавола внебесных панорамах проявляется великое и чистое торжество, которое воцаряется в среде небожителей. И хотя это торжество обозначено всего несколькими словами, за ними читается безграничная и совершенная радость, связанная с тем, что отныне клеветник и человекоубийца не сможет ни восходить на небо, ни «доносить» туда клевету на святых Божьих.
И такое же торжествующее состояние небес отмечает ап. Павел, когда говорит о величайшей надежде и единственной цели тех, кто преодолевает соблазны ветхого мира в свете христианской веры, сравн.:
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр.12:22-24)
.
Однако буквально тут же в книге Откровение звучит предостережение, что торжество времен Нового Завета отнюдь не безмятежное, — и что чистая радость спасенных ограничивается небом и пребывающим в нерукотворном храме Небесным Собором. А в поднебесный мир в лице диавола сходит горе, причем это горе достигает в том числе и «живущих на море», что следует понимать не в «географическом», а в библейском смысле (т.е. разумея «морские воды» как среду обитания, расположенную под «небесной твердью», сравн. – «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью... И назвал Бог твердь небом... а собрание вод назвал морями», Быт.1:6-10), сравн.:
Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими (Пс.103:24-25)
(То обстоятельство, что в главе 12 «море» и «земля» как будто противопоставляются небу, не выглядит знаменательно, однако имеет самое прямое отношение к событиям, прорисованным в главе 13, где речь пойдет о «звере, выходящем из моря»)
А с учетом свойственной книге Откровение особой «храмовой» образности весть о низвержении диавола свидетельствует о том, что при очищении неба враг рода человеческого был изгнан из тех духовных пределов, которым соответствовали внутренние «отделения» рукотворной скинии, называемые «святое» и «Святое святых» (в предел «святое» в ветхозаветные времена могли входить только священники по чину Аарона, а в «Святое святых» — только первосвященник, и только однажды в год, в день очищения народа и храма, Евр.9:1-12 и т.д.).
Причем изгнание диавола было таковым, что ныне он как нечистый не может получить туда даже кратковременного доступа.
(Именно этим обстоятельством объясняется «сильная ярость» низверженного с неба диавола, где греческое слово θυμός, переводимое как «ярость», означает не просто гнев, но всепоглощающее устремление, злобную страсть всем существом)
А поскольку библейские «храмовые» образы прорисовывают не только актуальные для своего времени состояния мироздания (см. ссылки 1 и 2), но и «внутреннее устройство» верующего человека (т.к. тело, душа и дух человека «выстроены» по образу храма, сравн. – 1 Кор.3:16-17, 1 Кор.6:19, 2 Кор.6:16, Евр.6:19-20 и т.д.), — новозаветное изгнание диавола из «внутренних храмовых пределов» косвенно свидетельствует о том, что после низвержения с неба он не может властвовать над мыслями, чувствами и побуждениями человека, и что внутри «человеческого храма», устроенного по образу небесного (а именно к этому призван каждый христианин), враг рода человеческого не имеет ни власти, ни силы «проходить» далее «внешнего двора» (если, конечно, его не «приглашает внутрь» сам человек, сравн. – «и не давайте места диаволу», Еф.4:27; «…но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему», 1 Ин.5:18, и т.д.).
(Здесь весьма знаменательно, что связанное с диаволом горе возвещается именно «живущим на земле», а в образе «живущих на земле» обозначены те, кто не присоединился к Церкви Христовой и не обрел спасительного «небесного гражданства», сравн. с христианами: «...вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам», Гал.4:26; «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа», Фил.3:20)
Кроме того, небесная весть из Откр.12:12 свидетельствует о том, что отныне время диавола сочтено, и что возвещенное в его отношении Божественное определение в грядущие времена не изменится, и что это известно в том числе и ему самому, — так что суд над ним по существу уже совершился.
А это означает, что с утверждением Нового Завета закончилось время духовных «шахматных партий», когда противодействие диаволу со стороны Небесного воинства происходило исключительно на уровне замыслов, но не выливалось в «физическое» противостояние.
Другими словами, после низвержения с неба диавол уже не прикрывается небесным служением, и не пытается представить себя «ревнителем проклятия закона», и не страшится никаких ошибок, — поэтому ему в буквальном смысле нечего терять, а «ярость отчаяния» позволяет ему совершать самые невообразимые и чудовищные действия.
Свт. Андрей Кесарийский:
Блаженный Иустин, мученик и философ, говорит, что диавол после пришествия Христова и своего осуждения в геенну стал еще большим хулителем; раньше он тоже хулил Бога, но не так бесстыдно
.
Однако и возможности диавола стали крайне ограниченными, — так что против человека, утвержденного на камне исповедания Христова (Еф.2:19-22), враг рода человеческого по сути бессилен, и не способен выдерживать прямого и открытого противостояния (сравн. – «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас», Иак.5:7).
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: «И даны были жене два крыла большого орла...» (Откр.12:13-14)
Предыдущая статья: Они победили диавола кровию Агнца и словом свидетельства своего... (Откр.12:10-11)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #Итак веселитесь, небеса и обитающие на них!, Откр.12:12 #Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени, Откр.12:12