.
Одной из самых знаменательных особенностей четвертого Евангелия, прямо связанных с пророческими свидетельствами книги Откровение, является отсутствие в Евангелии от Иоанна так называемой «эсхатологической» главы (такая глава есть в каждом из трех синоптических Евангелий, Мф.24, Мк.13, Лк.21).
Повествование этих глав строится от вопроса «когда это будет?», который ученики адресовали Спасителю после того, как Он предупредил их о грядущем разрушении иерусалимского храма и города Иерусалима. Однако ответ на этот вопрос не ограничился Иудеей и Иерусалимом, и включил в себя все самые существенные признаки всех грядущих времен, определенных Божественным Промыслом для всемирной проповеди Евангелия.
(Поскольку Господь, предупреждая учеников о близких по времени трагических событиях в городе Иерусалиме, уподобил эти события последним дням нынешнего века, Мф.24:33, Мк.13:29, Лк.21:13,31, — соответствующие главы трех синоптических Евангелий получили название «эсхатологических», то есть посвященных концу всех времен и Второму Пришествию Спасителя)
.
.
Если говорить о содержании эсхатологических глав подробнее, — в них повествуется, что за два дня до Пасхи, после проповеди Спасителя в иерусалимском храме, ученики стали восхищаться величием и богатством храмовых строений. Но Господь не разделил с ними это восхищение, сказав: «не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф.24:2, Лк.21:6, тот же смысл в Мк.13:2).
А затем, уже удалившись из города на Елеонскую гору, ответил ученикам на вопросы, которые, по-видимому, не давали им покоя все то время, пока они были в пути: «когда это будет?», — и «какой признак, когда все сие должно совершиться?» (Мф.24:1-3, Мк.13:1-4, тот же смысл в Лк.21:5-7).
То есть формальным поводом для знаменательной Елеонской проповеди послужил вопрос о причинах и сроках разрушения рукотворного иерусалимского храма.
При этом в Евангелии от Матфея вторая часть вопроса, заданного Спасителю на Елеонской горе, подразумевает уже не узкий (касающийся только храма), но всеобщий и явно эсхатологический смысл: «какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф.24:3). И поскольку в полученном ответе невозможно выделить смыслы, ограниченные первой частью вопроса, — вполне очевидно, что Спаситель придает эсхатологическое звучание всем без исключения предвозвещенным событиям (то есть Его ответ прорисовывает не только ближайшее будущее, и не только последние дни нынешнего века, но всю полноту времен, определенных для рода человеческого на ветхой земле).
Кроме того, можно заметить, что утверждения Спасителя «но это еще не конец» (Мф.24:6, Мк.13:7, в Лк.21:9 «но не тотчас конец»), и «это – начало болезней» (Мф.24:8, Мк.13:8), завершающие первую часть Елеонской проповеди, как будто разделяют грядущие события на два различных периода. Поначалу, еще до падения Иерусалима, в мире появятся лжепророки, начнутся войны, глады, моры, землетрясения (Мф.24:4-8, Мк.13:5-8, Лк.21:7-13) и гонения на верующих (Мф.24:9-13, Мк.13:9-13, Лк.21:16-19), — а после того, как город и храм будут разрушены, события в мире приобретут смыслы и масштабы «великой скорби» (Мф.24:19-28, Мк.13:18-25, Лк.21:23-26), вместе с которой следует ожидать и Второе Пришествие Спасителя.
А это означает, что разрушение города Иерусалима и иерусалимского храма должно было ознаменовать определенную перемену времен (Мф.24:15-16, Мк.13:14, Лк.21:24), в результате чего время «начала болезней» (т.е. время до исполнения пророчества о разрушении храма и города, Мф.24:5-8, Мк.13:5-8, Лк.21:9-23) должно было смениться временем бодрствования в ожидании Господа, Грядущего в Силе и Славе (Мф.24:34-51, Мк.13:33-37, Лк.21:31-36).
Что касается исполнения возвещенных на Елеонской горе пророчеств, — ныне всем хорошо известно, что именно верные ожидания христиан в 69-70 г. от Р.Х. стали причиной их массового исхода из окруженного римскими легионами Иерусалима. Причем этот новозаветный исход был прямым следствием наличия у Церкви соответствующего пророчества, то есть христиане того времени спасли и себя, и своих близких от неминуемой смерти только благодаря вере и доверию своему Спасителю.
Более того, в самом общем смысле Елеонская проповедь дает понять, что образ исхода христиан из обреченного Иерусалима не ограничен временами Первой Иудейской войны и спасением уверовавших из осажденного римлянами города: та же вера в точность и непреложность пророчеств Спасителя призвана служить делу спасения всех христиан во все без исключения новозаветные времена. Причем «расширительное» и собирательное восприятие елеонских пророчеств по сути стирает логическую границу между локальным историческим событием (которое можно было бы понимать только в буквальном смысле, как слово об осаде и разрушении конкретного города), — и смыслом всеобщим, в соответствии с которым мерзость запустения, возвещенная пророком Даниилом (Мф.24:15-16, Мк.13:14), как и «попирание» язычниками «града Иерусалима» (Лк.21:24), соответствуют временам, именуемым в Св. Писании вселенской великой скорбью (Мф.24:21-22, Мк.13:19-20, Лк.21:26).
А поскольку события, связанные с падением «земного» Иерусалима и разрушением рукотворного храма, приобретают в этом контексте вселенский знаменательный смысл, — сам Иерусалим, именовавшийся в ветхозаветные времена «святым городом», с момента возвещения его грядущего падения утрачивает возвышенную образность и становится еще одним библейским символом ветхого мира и того человечества, которое не пожелает покидать «укрепленный град неверия» до самого последнего дня нынешнего века (сравн. – «…земля и все дела на ней сгорят», 2 Пет.3:10).
(Т.е. в образном смысле исход христиан из буквального Иерусалима прорисовывает спасение человека от греха и от самой смерти, царствующих в «великом городе мира», — а «открывает» и освещает этот спасительный путь вера и верность Иисусу Христу и Его Евангелию)
Другими словами, елеонские пророчества Спасителя имели чрезвычайную важность не только для того ближайшего будущего, которое узрели первые христиане, — но и для всех грядущих времен, через которые надлежало и надлежит пройти Его Возлюбленной Церкви.
(Именно по той причине, что свидетельства эсхатологических глав были и остаются актуальными для всех времен, стран и народов, эти свидетельства повторяется у ев. Матфея, ев. Марка и ев. Луки с удивительной точностью, практически слово в слово)
При этом разумение и осознание исключительной важности предвозвещенных на Елеонской горе событий подсказывает обратить особенное внимание на то обстоятельство, что ни предупреждений о близком по времени разрушении буквального Иерусалима, ни свидетельств о связанной с этим событием глобальной перемене времен, ни «елеонских» описаний тех грядущих событий, через которые предстоит пройти Церкви в ожидании Второго Пришествия, в четвертом Евангелии нет (при том, что ап. Иоанн был прямым свидетелем этих пророчеств, Мк.13:3).
Конечно, частичным объяснением столь существенного «пробела» в эсхатологической панораме Евангелия от Иоанна является само время его написания (уже после разрушения Иерусалима, когда слово Господа в части ответа на вопрос «когда это будет?» перестало быть предупреждением о грядущем). Но даже при условии, что ко времени появления четвертого Евангелия пророчество о разрушении города и храма потеряло «буквальную» пророческую актуальность, — ап. Иоанн, которому более других евангелистов свойственно обобщающее, собирательное и надвременное представление новозаветных истин, должен был свидетельствовать о падении Иерусалима ради тех знаменательных смыслов, которые обращены не только к христианам Иудеи второй половины первого века, но ко всему миру и всему человечеству.
(Более того, даже если предположить, что события, связанные с разрушением Иерусалима, не имеют никаких образных смыслов и ограничены «узко-историческим» аспектом, — такое допущение объяснит только отсутствие в четвертом Евангелии пророчества о грядущем падении одного конкретного города. Однако вполне очевидно, что вопрос учеников имел и «расширительный» смысл: «какой признак Твоего пришествия и кончины века?», Мф.24:3, — а ответ на этот вопрос включил «иерусалимские» события в число самых знаменательных признаков всех без исключения новозаветных времен.
Соответственно, если придерживаться версии, что ап. Иоанн не посчитал нужным еще раз, т.е. вслед за синоптиками, свидетельствовать о грядущем падении Иерусалима, так как это событие уже произошло, — остается непонятным, почему он не говорит о том, что будет происходить после разрушения города, и не приводит в своем Евангелии «признаки Второго Пришествия и кончины века», Мф.24:3? И это при том, что все самые значимые моменты, такие как свидетельство об Иисусе Христе Иоанна Предтечи, въезд в Иерусалим, Тайная Вечеря, не говоря уже про Распятие и Воскресение Господа и Спасителя, именно ввиду своей исключительной важности освещаются во всех подробностях каждым из четырех евангелистов)
Однако все подобные недоумения рассеиваются, если предположить, что ап. Иоанн раскрывает то, чему «надлежит быть вскоре» (Откр.1:1, Откр.22:6), не в четвертом Евангелии, а в Откровении Иоанна Богослова, — и что именно появлением книги Откровение объясняется отсутствие в Евангелии от Иоанна эсхатологических образов и свидетельств, возвещенных Спасителем на Елеонской горе.
Причем если это предположение верное, справедливо будет говорить не об «умолчании» апостола в отношении признаков и событий грядущих времен, — но о том, что по сравнению с синоптическими Евангелиями и с апостольскими посланиями в последней книге Св. Писания этот вопрос освещается несоизмеримо глубже, полнее и подробнее.
(В целом, конечно, неверно было бы утверждать, что в Евангелии от Иоанна не упоминаются всеобщие признаки новозаветных времен, — однако подобные смыслы не собраны в четвертом Евангелии в один эпизод и в единое пророчество)
Кроме того, можно заметить, что в Евангелии от Иоанна апостол свидетельствует о будущем в свойственном ему стиле богословского обобщения, не упоминая деталей, которые могли бы отвлечь читателя от вселенского смысла новозаветных процессов и событий (сравн. – Ин.4:21, Ин.10:16, Ин.16:2-33 и т.д.), — а в книге Откровение приводится огромное количество разнообразных деталей и подробностей, но соответствующие им новозаветные смыслы остаются прикровенными.
Так что при рассмотрении книги Откровение и Евангелия от Иоанна не по отдельности, а в совокупности, — они и в этом смысле самым очевидным образом дополняют друг друга.
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Единство библейских свидетельств о грядущих временах
Предыдущая статья: Богословие имен и именований Спасителя (обновляется)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #особенности Евангелия от Иоанна #единство и общность Евангелия от Иоанна и Апокалипсиса #проповедь Спасителя на горе Елеон, Мф.24, Мк.13, Лк.21 #эсхатологическая глава Евангелия Иоанна #когда сбудутся елеонские пророчества