.
.
И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей (Откр.12:15-16)
.
Свидетельство о том, что вместо только что низверженного с неба дракона воду из пасти испускает «змий», звучит достаточно неожиданно, — однако чуть ранее, в Откр.12:9, ап. Иоанн обозначил несколько вариантов именований «большого красного дракона», причем перечислил эти именования не потому, что в отношении личности упоминаемого в главе 12 нечистого персонажа возможны разночтения, но для того, чтобы подчеркнуть связь каждого из имен врага рода человеческого с его прошлыми и настоящими умыслами и действиями.
Другими словами, именования «дракон», «змий», «диавол» и «сатана» в каждом случае в точности соответствуют сути совершаемых им деяний и прорисовывают связанные с этими деяниями «дополнительные» смыслы.
Так, в те времена, когда исполненный силы и власти дракон еще не утратил возможность «обольщать всю вселенную» (Откр.12:9), он действовал как «противник», то есть как «сатана», который использовал «диавольскую» клевету и «змеиное» коварство с целью противопоставить себя Божественному Замыслу и низложить Божественные определения в отношении человека и его роли во вселенной.
Когда в Откр.12:12 говорится о том, что на землю «в сильной ярости» сошел не «дракон», а «диавол», — такая смена именований подчеркивает, что на землю пал тот, кто был осужден именно как клеветник (сравн. – «…низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь», Откр.12:10).
Но как только клеветник-диавол оказывается сброшенным на землю, — он вновь именуется «драконом» (Откр.12:13), то есть бывшим крылатым змеем, который после утраты крыльев привязан к земле не «запретом на полеты», а самой своей падшей природой (ранее уже отмечалось, что дракон без крыльев есть «обычный» змей, ползающий на брюхе).
А поскольку в наказание за склонение человека к грехопадению именно «древний змий» был обречен «ходить на чреве» (Быт.3:14), — в следующих стихах «дракон» по происхождению и «диавол» по нечестивым деяниям прямо именуется «змием» (Откр.12:15), вынужденным основывать свои дальнейшие действия не на утраченных возможностях дракона, а на оставшемся при нем «изначальном» змеином коварстве (что отчасти повторяет образы обольщения человека в Эдеме, Быт.3:1-13).
И, тем не менее, «новым оружием» змея становится не «вкрадчивое обольщение» (сравн. – «…подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?», Быт.3:1), а мощный поток воды, которую он испускает «вслед жены» из своей пасти, что подразумевает проявление весьма существенной нечестивой силы, — так что в последних свидетельствах главы 12 змий-диавол вновь именуется «драконом».
(Здесь можно отметить, что несмотря на пребывание «в пророческой пустыне», где по аналогии с земными пустынями воды мало или даже нет вовсе, «жена» не испытывает там никакой нужды, Откр.12:6, Откр.12:14. Поэтому и кованый замысел змия-дракона не предполагает «напоения» жены преследующей ее в пустыне «ядовитой рекой».
Конечно, обычные змеи испускают «из пасти» яд, так что и вода змея-дракона в этом смысле не безопасна, — однако змеиный яд сложно уподобить реке, так как он выделяется в малых дозах и действует не как речной поток, но проникая в кровь в месте укуса, сравн. Чис.21:8-9, Откр.9:19 и т.д.
Кроме того, греческое слово ποταμοφόρητος в буквальном смысле означает «уносимый рекой», — поэтому вполне очевидно, что поток воды, который испускает из своей пасти змей-дракон, представляет некую глобальную коварную силу, которая стремится «подхватить» жену и, подобно обычным рекам, «унести» ее в библейское море, сравн. – Откр.13:1)
Более того, поскольку пророческие панорамы главы 12 во всех смыслах соответствуют событиями ветхозаветного Исхода, весьма знаменательным выглядит и то обстоятельство, что в книге пророка Иеремии «нечестивой рекой» представляется языческий Египет, стремящийся «затопить» и погубить буквально всю землю, сравн.:
Слово Господне, которое было к Иеремии пророку о народах [языческих]… Кто это поднимается, как река, и, как потоки, волнуются воды его? Египет поднимается, как река, и, как потоки, взволновались воды его, и говорит: "поднимусь и покрою землю, погублю город и жителей его" (Иер.46:1-8)
.
А пророк Исаия в очень похожих обстоятельствах уподобляет речным потокам полчища ассирийского царя, которые «выступают из берегов» и растекаются «во всю широту земли»:
наведет на него Господь воды реки бурные и большие - царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! (Ис.8:7-8)
(Сравн. – «…воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки», Откр.17:15; «…выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли…», Откр.20:7-8)
Причем сразу же после этого пророк Исаия свидетельствует об абсолютной бесплодности тех нечестивых замыслов, которыми бурлит и пенится эта крайне враждебная народу Божьему «всепотопляющая река»:
Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог! Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш! (Ис.8:9-13)
.
Другими словами, поскольку и пророк Иеремия, и пророк Исаия уподобляют «речному потоку» многочисленные языческие народы, — вполне логично, что в образах книги Откровение такая река не достигает своей цели, а в итоге и вовсе «поглощается землей» (сравн. – «…возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься», Быт.3:19; «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его», Пс.145:4).
Но самое очевидное соответствие между «нечестивой змеиной рекой» и полнотой беззаконий земных народов прорисовано в событиях ветхозаветного Исхода, — ведь река из пасти дракона действует подобно «войску фараона», то есть в буквальном смысле преследует в пустыне народ Божий, освобожденный Спасителем от вселенского греховного рабства.
(В контексте аналогий между главой 12 книги Откровение и образами исхода Израиля из Египта весьма знаменательным выглядит то обстоятельство, что «спасительной стихией», избавившей народ Израиля от фараона и его многочисленного войска, на первый взгляд представляется «расступившееся море».
Однако подлинное спасение Израилю даровало не море, а земля, — ведь Израиль ушел от фараона по суше, то есть «посуху».
Что касается моря — оно вынуждено было отступить, чтобы освободить путь народу Израиля, и некоторое время «стояло стеною» по левую и правую сторону от открывшегося спасительного пути. Но затем расступившиеся воды сошлись и поглотили и самого фараона, и все его войско, что представляет «море» стихией «губительной», а не «спасительной»)
Кроме того, под «змеиной рекой» можно понимать многоразличные заботы, соблазны и искушения, которые постоянно преследуют народ Божий и пытаются увлечь его «в губительное море» (где, как уже отмечалось ранее, обитает «чудовище морское», Пс.103:26, Ис.27:1, Ам.9:3, Откр.13:1 и т.д.). Но поскольку ни соблазны, ни искушения «оторваться от земли» не могут, — они не достигают «орлиных» высот обитания жены и вынужденно возвращаются туда, откуда, по сути, и происходят (т.е. в «земной прах).
Свт. Андрей Кесарийский:
Когда Церковь побежит в безводные места, недоступные для обольстителя, то он пойдет по следам ее, как река, чтобы ее победить; иначе – выйдет за нею множество злых бесов, или искушений
.
А в самом глобальном смысле в главе 12 приоткрывается противопоставление нечестивых усилий диавола Великому потопу, который во времена праведного Ноя навел на землю Господь. Но если при очистительном для земли потопе открылись не только «источники великой бездны», но и «окна небесные», и эти воды смогли наполнить землю (Быт.7:11), — то при попытке дракона повторить нечто подобное оказывается, что ему подчиняются исключительно «источники бездны» (Откр.9:2-3), то есть только те воды, которые проистекают из его собственной пасти.
При этом Господь для спасения жены «открывает уста земли», — и земля тут же помогает жене, без каких-либо видимых усилий поглощая все то, что способен испустить из своей пасти змей-дракон (сравн. – Чис.16:30-33).
Проф. Лопухин:
Это указывает на то, что история Христианской Церкви, несмотря на все усилия врага ее диавола, будет идти своим путем, начертанным ей от Бога. Сами жизненные условия, в которых она будет находиться в то или другое время, те или другие государственные и общественные перевороты естественно и верно будут спасать Церковь от крайностей бедствий, стеснения и насилий
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Дракон рассвирепел на жену и вступает в брань с «прочими от семени ее» (Откр.12:17)
Предыдущая статья: Что означает библейский образ «времени, времен и полвремени»?
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И пустил змий воду как реку, дабы увлечь ее рекою, Откр.12:15 #Но земля помогла жене, и разверзла уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон, Откр.12:16