.
.
И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр.8:3-4)
.
Поскольку в рукотворной скинии было всего два жертвенника, золотой и медный, есть основания утверждать, что «иной Ангел» поначалу «стал» перед новозаветным жертвенником всесожжения, рукотворный прообраз которого находился на внутреннем дворе скинии Моисея (Исх.40), — и именно у этого вселенского «медного» жертвенника Ангелу с золотой кадильницей было вверено «множество фимиама» (т.е. особого благовонного курения, Исх.30:34-38), который он возложил на второй небесный жертвенник, предназначенный для воскурений (т.е. на золотой жертвенник, расположенный внутри скинии).
Причем несмотря на то, что библейский фимиам и сам по себе есть образ чистой молитвы (сравн. – Пс.140:2, Мал.1:11, Откр.5:8 и т.д.), — в данном случае молитвы святых упоминаются отдельно от небесного фимиама, вверенного Ангелу при жертвеннике для всесожжений (сравн. – «…чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник…»).
А поскольку все «множество фимиама» Ангел с золотой кадильницей получает не у «золотого», а у «медного» жертвенника,— подобное событие очевидно отличается от стандартных «предначертательных схем» рукотворной скинии, где не имело смысла подходить за благовонным курением к храмовому жертвеннику, который не применялся для воскурений.
При этом пророческие панорамы, прорисованные под пятой печатью Небесной книги, свидетельствуют о том, что в новозаветной духовной реальности под вселенским жертвенником всесожжения находилась не кровь тельцов и агнцев, но «души убиенных за слово Божие» (Откр.6:9), которым при утверждении Нового Завета были дарованы торжественные белые одежды, что позволило им войти внутрь Небесной скинии и приступить к самому возвышенному небесному священнодействию (Откр.6:10-11, сравн. – Иез.44:16-18).
А в одном из «мессианских» пророчеств Иезекииля священному фимиаму уподобляются не материальные благовония, и даже не молитвенное слово, но сами люди, которые будут призваны в общество Господне и вознесутся на высоты Небесного Иерусалима:
потому что на Моей святой горе, на горе высокой Израилевой, - говорит Господь Бог, - там будет служить Мне весь дом Израилев, - весь, сколько ни есть его на земле; там Я с благоволением приму их, и там потребую приношений ваших и начатков ваших со всеми святынями вашими. Приму вас, как благовонное курение, когда выведу вас из народов и соберу вас из стран, по которым вы рассеяны, и буду святиться в вас перед глазами народов (Иез.20:40-41)
.
Соответственно, и в пророческих панорамах восьмой главы под вверенным Ангелу новозаветным фимиамом подразумеваются не некие «небесные курения», но души ветхозаветных мучеников, освобожденные Спасителем от «земли» медного жертвенника и перенесенные в золотой кадильнице во внутренний предел Небесной скинии на золотой жертвенник для воскурений, о котором сказано:
И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе... Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него. И будет совершать Аарон очищение над рогами его однажды в год; кровью очистительной жертвы за грех он будет очищать его однажды в год в роды ваши. Это святыня великая у Господа (Исх.30:6)
.
Причем с учетом того, что в Небесной скинии нет завесы между пределами «святое» и «Святое святых» (сравн. – Мф.27:51, Мк.15:38, Лк.23:45), — этот золотой жертвенник находится непосредственно перед Небесным Престолом и Сидящим на престоле.
(Другими словами, поскольку небесный фимиам возлагается на золотой жертвенник, находящийся не «перед завесой», но «перед престолом», — это обстоятельство прямо свидетельствует о том, что речь идет о скинии, соответствующей реалиям Нового Завета.
А поскольку далее говорится, что «дым небесного фимиама» вместе с молитвами святых «вознесся… пред Бога», — это означает, что жертва небесных первенцев была принята Творцом и Вседержителем как «законная» и чистая, сравн. – Мал.1:11, Иез.20:41)
Кроме того, подобное событие завершает в новозаветном смысле ветхозаветные прообразы, связанные с очищением рукотворного храма (Евр.9:21-23), — ведь с учетом того, что завеса между «святое» и «Святое Святых» в небесной реальности отсутствует, священнодействие Ангела с золотой кадильницей в точности соответствует тем ритуальным действиям, которые совершали первосвященники Израиля в день очищения народа и скинии собрания, сравн.:
и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко-истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над [ковчегом] откровения, дабы ему не умереть… И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте... ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним (Лев.16:12-13,29-30)
.
А в свете всего вышесказанного знаменательным выглядит и то обстоятельство, что внесение в Небесную скинию новозаветного «благовонного курения» (Иез.20:41) сопровождается «молитвами всех святых», — то есть единодушными торжественными славословиями вселенской Церкви Христовой.
.
...............................................................................................................................................
.
И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить (Откр.8:5-6)
.
После того, как «дым фимиама» вместе с молитвами святых «вознесся… пред Бога», Ангел с золотой кадильницей повторно обращается к расположенному перед небесным престолом новозаветному жертвеннику.
Однако теперь Ангел наполняет свою кадильницу «огнем с жертвенника», причем совершает это действие не для того, чтобы направиться еще ближе к Небесному престолу подобно тому, как действовали первосвященники Израиля при ежегодном очищении храма, воскуряя фимиам над крышкой ковчега завета (Лев.16:12-13), — но для того, чтобы «повергнуть» огненное содержимое своей золотой кадильницы с небес на землю.
И тут же тайнозритель вновь (сравн. с Откр.4:5) видит и слышит «голоса и громы, и молнии и землетрясение», которые свидетельствуют о прямом Божественном вмешательстве в ход вселенских событий, — а новозаветное священнодействие изменяет направление и совершается далее не «от земли к небу», как в Откр.8:3-4, но «сверху вниз», от Небесного престола к земле. Причем с учетом того, что на золотом жертвеннике не может находиться «чуждый огонь» (сравн. – Чис.16), — тот небесный огонь, который изливается на землю из золотой кадильницы, есть огонь очистительный и священный, призванный возжечь на земле вселенское жертвенное служение Новозаветной Церкви (сравн. – «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!», Лк.12:49, 2 Пар.7:1-3, Деян.2:3).
Кроме того, можно отметить, что свидетельства о новозаветной реальности из книги Откровение прямо связаны со смыслами и образами «юбилейного года» (так как во времена Ветхого Завета именно и только в год юбилея в день очищения рукотворного храма «по всей земле» трубили юбилейные трубы, возвещая времена, для которых были установлены особые правила и уставы, сравн. – Лев.25, «И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить», Откр.8:6).
Более того, образ направляемого на землю небесного огня в точности соответствует видениям из книги Иезекииля, где некий человек, одетый в священническую «льняную одежду», брал «престольный» небесный огонь, горящий между четырьмя Херувимами, и бросал этот огонь на город Иерусалим (т.е. в образном смысле на весь ветхий мир):
И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними. И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах (Иез.10:1-2)
.
А далее пророк Иезекииль свидетельствует о «шести карателях», которые сначала ожидали, пока на чела верных не будет положен особый Божественный знак, — а затем шли по городу каждый со своим орудием и поражали тех, кто погряз в беззакониях и не имеет на челе спасительной небесной печати:
И возгласил в уши мои великим гласом, говоря: пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей. И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И пришли и стали подле медного жертвенника… И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом (Иез.9:1-6)
.
А это означает, что в главах 7 и 8 книги Откровение продолжаются и завершаются в новозаветном смысле в том числе и видения пророка Иезекииля, в соответствии с которыми:
- сначала четыре Ангела удерживали четыре ветра земли (Откр.7:1), чтобы те не вредили земле и морю до тех пор, пока на чело рабов Божиих не будет положена спасительная небесная печать (Откр.7:2-3)
- затем тайнозритель слышал число запечатленных (Откр.7:4-10), а на «жертвенник из земли» сошел священный неугасимый огонь (Откр.8:5)
- а далее под первыми четырьмя трубами открывается вред, причиняемый не только «земле», «деревам» и «морю» (Откр.8:7-9), но и тем людям, которые погрязли в беззакониях (Откр.8:11), то есть начинают совершаться небесные суды, отложенные до того момента, пока «люди скорбящие, воздыхающие о всех земных мерзостях» (Иез.9:4), не будут запечатлены и защищены
.
Другими словами, первые свидетельства главы 8 прямо связаны с уставами очищения храма перед священным юбилеем и во всех смыслах соответствуют образам и видениям из книги пророка Иезекииля, — а в семи небесных трубах книги Откровение достигают пророческой полноты образы юбилейных труб рукотворной скинии, возвещавших «времена свободы земли» (Лев.25:8-13) и трубивших под стенами нечестивого города Иерихона.
А с учетом того обстоятельства, что ветхий мир, распявший Спасителя, является собирательным воплощением образов Содома, Египта, Иерихона, Вавилона и «обветшавшего» Иерусалима — в семи трубах Откровения совершаются те небесные суды, которым в свое время был подвергнут каждый из этих нечестивых «великих городов» (с тем существенным отличием, что масштабы и смыслы новозаветных событий становятся всеобъемлющими и вселенскими).
Кроме того, поскольку непосредственно перед тем, как «семь Ангелов начали трубить», происходят «голоса и громы, и молнии и землетрясение», — нет сомнений, что семь труб Откровения звучат после первого вселенского землетрясения и включают в себя всю полноту новозаветных времен.
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Первая труба Апокалипсиса: град с кровью и вселенский пожар (Откр.8:7)
Предыдущая статья: Где и почему звучат семь труб семи Ангелов (Откр.8:1-2)?
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #иной Ангел стал перед жертвенником с золотой кадильницей; и дано было ему множество фимиама, Откр.8:3 #И вознесся дым фимиама от руки Ангела пред Бога, Откр.8:3 #Ангел наполнил кадильницу огнем с жертвенника, и поверг на землю, Откр.8:5 #И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить, Откр.8:6 #очищение небесного храма и времена новозаветного юбилея