Найти в Дзене

«И даны были жене два крыла большого орла...» (Откр.12:13-14)

Оглавление

.

.

Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени (Откр.12:13-14)

.

После Вознесения Спасителя к Небесному престолу и начала Его ходатайства за людей в Святое Святых Небесной скинии, все условия и обстоятельства противостояния народа Божьего и низверженного с неба змия-дракона принципиально и необратимо изменились.

Потерпев крушение всех своих замыслов, утратив доступ на небеса и почти всю былую власть, диавол был вынужден изменить и свои цели, и свои методы, — так что с этого времени его враждебность и злая воля обращаются на жену, родившую Того, Кто нанес ему ужасное «поражение в голову» и низложил его вселенскую власть и силу.

При этом жена обрела в Совершенной Пасхальной Жертве свободу от греховного рабства, — и, подобно ветхозаветному Израилю, укрылась в «пророческой пустыне», где пребывает под защитой Господа и питается «хлебом небесным».

Более того, весьма знаменательно, что в отличие от свидетельства об этих событиях в Откр.12:6, где говорилось, что жена в пустыню «бежит», — в Откр.12:14 образ «вынужденного бегства» (соответствующий причинам и «способу» исхода Израиля из Египта) обретает новозаветный смысл, пририсованный в «крыльях орла», то есть в способности «жены» отрываться от земли и подниматься в небо (сравн. – «…четвертое животное подобно орлу летящему», Откр.4:7).

Причем это новое обстоятельство не только противопоставляет жену бывшему «небесному змию», крылья которого были «отняты» так, что он превратился в «ходящего на чреве» (Быт.3:14), — но (в очередной раз) свидетельствует об исполнении в новозаветной реальности возвышенных образов ветхозаветного Исхода, где спасение народа Божьего прямо уподобляется ношению его на крыльях и вознесению в присутствие Божье, сравн.:

Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе (Исх.19:3-4)

.

Кроме того, орел, — и это было издревле известно людям, — поднимается в небо выше всех прочих тварей. Поэтому для тех, кто наблюдал полет орлов буквально каждый день, было очевидно, что подняться в небо выше «большого орла» попросту невозможно, — и что в обретении женой «крыльев орла» исполняется обетование, согласно которому Церковь Христова проследует за Спасителем прямо в Небесные обители, сравн.:

И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:32)

.

При этом в аллегорическом смысле «два крыла большого орла» есть образ двух Заветов, а также свидетельство об оставлении «женой» земных попечений и пребывании в реальности Божественных смыслов:

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном (Кол.3:1-2)

.

Свт. Андрей Кесарийский:

Но с первых времен даны ей любовь к Богу и ближнему, охраняющее и содействующее промышление ради нас Распятого, и два Завета, или два крыла орла, чтобы, перенесясь на них в пустыню на высоту, она возрастала в жизни, чуждой всяких удовольствий

.

Что касается того особенного безопасного места, где пребывает жена (сравн. – «…она летела в пустыню в свое место», Откр.12:14), — такое место, если мыслить образами ветхозаветных пророчеств, располагается «на высотах» и на неприступных для нечестия «духовных скалах»:

Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет. Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную; сердце твое будет [только] вспоминать об ужасах: "где делавший перепись? где весивший [дань]? где осматривающий башни?" Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным (Ис.33:15-19)

.

А «скалой спасения», куда в новозаветные времена нет доступа змею, выступает в Св. Писании «гора дома Господня» (Мих.4:1), — то есть недосягаемый с земли Небесный Сион, где на краеугольном драгоценном камне (Ис.28:16) блистает Божественной славой вселенская непоколебимая скиния:

тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет… Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль. Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас (Ис.33:16-22)

.

Кроме того, можно заметить, что пророк Исаия свидетельствует в том числе и об особом «неиссякаемом питании», что еще теснее связывает его пророчество с образом «жены, облеченной в солнце», которая, улетев от змия-дракона в совершенно особенное место, питается там не от ветхой земли, но дарованным ей хлебом небесным.

(Как уже отмечалось ранее, двукратная ссылка на «особое место» и «особое питание» из Откр.12:6 и Откр.12:14 имеет в том числе и онтологический смысл, то есть свидетельствует об избавлении спасенного человечества от последствий грехопадения, из-за чего ветхий человек был обречен питаться от земли «со скорбью» и добывать свой хлеб «в поте лица», Быт.3:17-19.

При этом жена, которой даны «два крыла большого орла», вместо хлеба земного в приготовленном для нее месте не в скорбях, а «в веселии и простоте сердца» просто и без упреков получает неиссякаемый хлеб небесный, Деян.2:46; Ин.6:30-58)

Что касается еще одного свидетельства о новозаветных временах, которое прорисовано в образе «времени, времен и полвремени», — это свидетельство представляется одним из самых сложных не только для главы 12, но и для всей книги Откровение (даже несмотря на то, что оно вполне очевидно соответствует «тысяче двумстам шестидесяти дням» из Откр.11:3 и Откр.12:6, — и что именно в эти времена Церковь Христова, ведомая Самим Господом, переходит «пророческую пустыню» на пути в свою «землю обетованную»).

Конечно, существуют и иные версии и толкования, предполагающие два разных «бегства жены в пустыню», первое из которых (на срок 1260 дней, до войны на небе) происходит «пешком», а второе (на «время, времена и полвремени», уже после войны на небе) совершается «на двух крыльях большого орла». Но поскольку двойное свидетельство об одних и тех же событиях для библейских текстов вполне естественно, а главное действующее лицо главы 12, которым, без сомнения, является «жена, облеченная в солнце», из «первой пустыни» не возвращается, — в данном случае нет никаких оснований «удваивать» событие только потому, что оно прорисовано в разных образах «передвижения» и в разных образах времен (тем более, что и буквальное бегство, и «возвышенный полет» упоминаются в различных ветхозаветных свидетельствах об одном-единственном исходе из Египта, а ссылка на «особое место» и «особое питание» в Откр.12:6 и Откр.12:14 единая и общая).

Так или иначе, осознать, почему время перехода пустыни обозначено в книге Откровение двумя разными образами, и в каком смысле эти образные сроки соответствуют друг другу, оказывается очень и очень непросто. И в особенности с учетом того, что согласно книге Даниила по истечении «времени и времен и полувремени» должны исполниться все без исключения обозначенные пророку времена и события:

Об этом он сказал: зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца (Дан.7:23-26)

И [один] сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: "когда будет конец этих чудных происшествий?" И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится (Дан.12:6-7)

(При этом вполне очевидно, что некий нечестивый персонаж, подобный четырем зверям из книги Даниила, присутствует и в книге Откровение, Откр.13:1-3)

.

Кроме того, можно заметить, что в образе «времени и времен и полувремени» присутствует некоторая «недосказанность», так как последняя часть прорисованных в этом образе времен, соответствующая понятию «полувремени», не достигает свойственной законченному исчислению смысловой полноты (т.е. «обрывается» посредине последнего полного «времени»).

Однако через некий короткий срок, о котором пророк Даниил свидетельствует как о времени бессилия народа Божьего, «время, времена и полвремени» приходят к Суду Последнего дня, то есть к полноте всех времен и исполнению всех земных событий «до черты и до иоты» (Дан.7:27, Дан.12:6-7).

А поскольку в главе 11 книги Откровение описаны три с половиной дня «мертвости» двух пророков, способные дополнить «полвремени» до полного «времени» и во всех смыслах соответствующие свидетельству о «низложению силы народа святого» из пророчества Даниила (Дан.12:6-7), — можно предположить, что в образе «времени, времен и полувремени» прорисованы не последние три с половиной года ветхого мира, а все времена проповеди Евангелия, которые завершатся «тремя с половиной днями» вселенской великой скорби (т.е. последней половиной последнего «времени»).

(Очевидно, что в главе 11 «недостающая» часть последнего «времени» исчислена не в годах до полной седмины, а в днях до полной седмицы, — однако, как уже неоднократно отмечалось ранее, соответствие «седмин» и «седмиц» для библейских свидетельств вполне естественно)

Так или иначе, следующая публикация будет полностью посвящена образу «времени, времен и полвремени», в котором прорисованы все новозаветные времена до последних «трех с половиной дней» ветхого мира.

.

...............................................................................................................................................

«Карты времён» Св. Писания и книги Откровение | Новозаветные смыслы Апокалипсиса | Дзен

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Что означает библейский образ «времени, времен и полвремени»?

Предыдущая статья: Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости... (Откр.12:12)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #когда дракон увидел что низвержен на землю он начал преследовать жену, Откр.12:13 #жена летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени, Откр.12:14