Найти в Дзене

«Зверь, выходящий из моря» как образ царства мира сего (Откр.13:1-3)

Оглавление

.

Среди самых значимых образов мира нечестия, прорисованных в писаниях Ветхого Завета, а затем раскрывающихся в книге Откровение во вселенском масштабе, особую линию смыслов составляют Египет (времен фараонов), Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим.

Четыре из пяти этих «буквально-образных» царств были представлены в книге пророка Даниила в образе четырех хищных зверей, выходящих из «великого моря» (Дан.7:2-7). Причем некоторые аспекты этого пророческого видения косвенно указывают на то, что «звериная сущность» выходящих из моря царств проявлялась только в отношении народа Израиля, — а в глазах всех прочих народов эти «звери из моря» ничем не отличались от обычных государств и империй.

.

Скелет морской змеи у впадения реки Луары в Бискайский залив, Нант, Франция. Автор - Хуан Юн Пин (фото из открытых источников)
Скелет морской змеи у впадения реки Луары в Бискайский залив, Нант, Франция. Автор - Хуан Юн Пин (фото из открытых источников)

.

Что касается первого из пяти богоборческих царств, а именно царства «фараона египетского», спасение от которого описано в истории исхода Израиля из египетского рабства, — среди библейских образов древнего Египта также присутствуют звери, но не «сухопутные» и при этом «выходящие из моря», как в видениях Даниила, а «водные» по своей изначальной звериной природе, т.е. «морской» змей-левиафан и «речной» крокодил, сравн.:

Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову левиафана… (Пс.73:12-14)

…так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил… (Иез.29:3)

.

Так что «звериные» образы царства фараона вполне естественно «открывают» следующую за ними череду вышедших из моря «четырех зверей Даниила», — а затем так же естественно присоединяются к собирательному образу «мира сего», представленному в книге Откровение выходящим из моря зверем с семью головами, одна из голов которого была смертельно ранена, но затем «исцелела» (Откр.13:3).

(Здесь можно отметить, что в отличие от четырех царств-зверей из видения Даниила, «звериные» образы царства фараона имеют весьма существенную особенность, так как они нисходят к самому диаволу, то есть прорисовывают его «личное» царство и даже его «персональный» образ, сравн. — «…лежа среди рек своих, говоришь: "моя река, и я создал ее для себя"», Иез.29:3)

Другими словами, во времена Нового Завета, когда народ Божий определяется не «плотской» принадлежностью к народу Израиля и буквальным обрезанием, но представляет собой священное собрание пришедших ко Христу от всех народов земли, — таким же «соборным» и «вселенским» предстает и его противник. И в результате «богоборческий зверь» времен Нового Завета уже не ограничен ни какими-то локальными территориями, ни отдельными «земными» народами, государствами и империями, но прорисовывает совокупность всех возможных мирских сил и устремлений.

Более того, если четыре сменяющих друг друга «зверя Даниила» выглядели «непохожими один на другого» (Дан.7:3), — то единый зверь, «выходящий из моря» в новозаветные времена, подобен каждому из вышеперечисленных. Или, если говорить предельно точно, все пять «ветхозаветных» зверей предстают в видениях Откровения собранными в одно «нечестивое тело», поэтому в «собирательном звере» времен Нового Завета проявляются отличительные особенности каждого из пяти «звериных» царств, обозначенных в ветхозаветных писаниях.

(При этом, как уже отмечалось чуть выше, четыре зверя были описаны в видениях Даниила, — а первым из пяти является «левиафан египетский», пораженный в голову и вверженый в море при бегстве Израиля из Египта и поэтому имеющий «рану от меча», которую тайнозритель Откровения видит на одной из семи голов зверя, «выходящего из моря», Откр.13:3, сравн. – Быт.3:15, Пс.73:14)

А это означает, что различные земные царства, которые в ветхозаветные времена противостояли Израилю по отдельности и «по очереди», во времена Нового Завета выступают против Церкви Христовой как единое царство ветхого мира (сравн. – «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его…», Откр.11:15), — а выход этого нечестивого царства «из моря на сушу» преследует одну-единственную цель: повести против Церкви Христовой духовную и физическую войну.

Что касается других библейских образов соответствующих этому видению событий, — ап. Иоанн не ограничивает свои свидетельства «звериными персонажами» из видений Даниила, и далее говорит о возмездии зверю «мечом за меч» и «пленом за плен» (Откр.13:10), то есть представляет вселенское противостояние мира и Церкви в образах «египетского рабства» и «вавилонского плена».

А поскольку, как уже отмечалось ранее, буквально каждый, кто поклонился «семиголовому зверю» (а через него и «змию-дракону»), становится частью того мира, в котором воплощается воля диавола, и так или иначе пополняет ряды вселенской армии нечестия (сравн. – Откр.13:2,7), — между «зверем из моря» и Церковью под главою Христа не остается ни малейшего «свободного» пространства, которое позволяло бы «отсидеться» в этом пространстве и сохранить «духовную нейтральность», сравн.:

И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю... (Откр.13:3-4)

…и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем (Откр.13:7)

…и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела (Откр.13:12)

.

Так что при всем множестве тех, кто именуется в книге Откровение «живущими на земле» (Откр.6:10, Откр.8:13, Откр.11:10 и т.д.), противостоит «вселенскому зверю» только Церковь Воинствующая, которая утверждена не «на водах», но «на камне», и поэтому не поколеблется (Пс.39:3, Еф.2:20, Евр.10:39), и пребудет непоколебимой до самого последнего дня.

Таким образом, достаточно очевидно, что свидетельства о «звере из моря» не опускаются до частностей, ограниченных какими-то моментами времени, и/или ситуациями, и/или территориями, — но возносятся к всеобщим новозаветным истинам и прорисовывают исполнение ветхозаветных пророчеств в полноте времен и во вселенском масштабе.

И хотя в Церкви Христовой не существует отдельного догматического правила, согласно которому подобное разумение образов и иносказаний Откровения было бы названо единственно верным, — именно к такому пониманию призывают нас многие авторитетные православные богословы.

В частности, епископ Александр (Милеант) в книге «Церковь Воинствующая» делает в отношении книги Откровение следующее заключение:

Именно так (т.е. образно) он (Апокалипсис) написан не для того, конечно, чтобы затруднить понимание, а потому, что целью этой книги является показать духовную суть всей истории человечества, суммировать первопричины всех бедствий, постигших человечество, наглядно изобразить всю отвратительность греха и красоту праведности. Поэтому, Апокалипсис отличается двумя особенностями: 1) совмещение однородных событий в одном видении и 2) повторное описание сложных событий в разной перспективе. Обычно думают, что Апокалипсис только предсказывает события последних времен, относящихся к антихристу и концу мира. На самом деле, Апокалипсис охватывает историю человечества, и историю Церкви на всем ее историческом пути. Конец мира и суд описываются лишь как естественное завершение событий прошлого. Поэтому несколько событий, фактически отстоящих друг от друга по времени на расстоянии многих веков, но по сути однородных, зарисовываются тайнозрителем в одной апокалиптической картине... Ценность такого совмещения событий в одном описании заключается в том, что оно дает возможность передать сущность событий, в то время как в детальных описаниях каждого отдельного события мы получили бы лишь перечень внешних подробностей, а суть могли бы не понять. Между прочим, подобные совмещения в одном видении разных исторических эпизодов можно найти и в других местах Священного Писания. Например, в Своей беседе о конце мира Спаситель совмещает с этим событием разрушение Иерусалима, которое произошло при Тите в 70 году нашей эры. Это Он делает потому, что первое предуказывало на второе

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Кто представляет воинство тьмы в духовной брани новозаветных времен?

Предыдущая статья: Кто стоит за человечество в самой долгой и страшной войне во вселенной?

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #зверь с семью головами выходит из моря, Откр.13:1 #зверь из моря подобен барсу, медведю и льву и получает власть и престол дракона, Откр.13:2 #почему одна голова зверя из моря смертельно ранена, Откр.13:3