Найти в Дзене

Пророческие смыслы библейского образа «нечестивых городов»

Оглавление

.

Вавилон времен Навуходоносора, современная реконструкция
Вавилон времен Навуходоносора, современная реконструкция

.

Поскольку «расширенное» разумение исторических событий, связанных с падением города Иерусалима и иерусалимского храма, до масштабов вселенского пророческого свидетельства формирует образ, подобный Содому, Египту, Иерихону, Вавилону, Тиру, Ниневии, Магогу и т.д., — есть основания утверждать, что все нечестивые города и царства, в буквальном смысле разделенные между собой и значительными промежутками времени, и составом и «ролями» участников, и их внутренними состояниями и мотивами, и т.д., и т.п., и по-отдельности, и особенно в совокупности приоткрывают конечную участь ветхого мира и всех тех, кто отвергает спасение, посланное человечеству в Господе Иисусе Христе.

(В деталях и подробностях, сопровождающих каждый такой образ, открываются практически неисчерпаемые новозаветные смыслы, — поэтому в ходе дальнейших рассуждений будут обсуждаться только самые знаменательные параллели и аналогии.

Тем не менее, даже упрощенное рассмотрение библейских образов «нечестивых городов» позволяет утверждать, что каждый из них является неотъемлемой частью пророческих свидетельств книги Откровение)

Конечно, смысл и силу вселенского новозаветного свидетельства библейские образы мира и человечества обрели только после того, как в «мире дольнем» и в «мире горнем» отразилась новая духовная реальность, а для тех, кто отвергает Спасителя, время начало обратный отсчет, — однако определенная общность между этими образами созидалась уже во времена Ветхого Завета (т.е. уже в то время в этих образах приоткрывались некоторые «всеобщие» аспекты).

Так, например, во всех ветхозаветных прообразах конечных судеб видимого мира упоминаются два библейских свидетеля. Перед уничтожением Содома это были два ангела (Быт.19:1); при исходе из Египта — Моисей и Аарон; перед разрушением Иерихона, — два юноши-соглядатая (Ис.Нав.2:1), при обличении Вавилона — Иеремия и Сераия (Иер.51:59-64), и т.д.

Кроме того, весьма знаменательно, что пред последними и окончательными судами над нечестием и неверием происходит отделение спасаемых от погибающих.

Так, в событиях уничтожения Содома праведный Лот с семьей «заранее» отделяется от нечестивых жителей, так как он лично извещен о грядущем уничтожении города (как и христиане предупреждены о грядущей погибели ветхого мира), — а в последний момент его и вовсе чудесным образом уносят из обреченного города как будто на крыльях (Быт.19:15-16, сравн. – «…как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе», Исх.19:4; «…даны были жене два крыла большого орла…», Откр.12:14).

И в событиях исхода из Египта народ Израиля раз за разом оказывается отделенным от тех, кто его окружает, — ведь он, в отличие от египтян, с самого начала предупрежден Моисеем о том, что и почему происходит; и, пока фараон удерживает народ в рабстве, никто из израильтян не страдает от «казней египетских»; и «истребитель египетских первенцев» проходит мимо домов Израиля (сравн. – Евр.11:28).

(При этом сам исход Израиля из Египта, т.е. ветхозаветная Пасха, есть прямое и недвусмысленное спасение избранного народа от рабства фараону и от всего того, что было с ним связано. Более того, преследовавшее народ Израиля египетское войско все до последнего человека не случайно гибнет не «в пустыне», а «в морских глубинах»)

И при разрушении Иерихона только Раав знает, какая участь уготована укрывшемуся за неприступными стенами нечестивому городу. Поэтому, тайно отпустив людей Божиих, она отделяется от всех прочих жителей Иерихона, вывесив на свое окно «червленую веревку», — и в результате спасает от неизбежного уничтожения и себя, и всех своих сродников (Ис.Нав.2:18).

(К слову, «червленая веревка», которая была вывешена на окно, в образном смысле соответствует помазыванию перекладин и косяков дверей кровью пасхальной жертвы, что в событиях исхода из Египта защитило дома Израиля от «истребителя первенцев», Исх.12:7-30, Евр.11:28)

И перед началом вавилонского плена все те, кто послушно уходит в Вавилон, предупреждены об ожидающей их длительной, но достаточно мирной жизни в плену, — ведь переселение в Вавилон сопровождается обетованием, согласно которому по истечении 70 лет этот плен закончится (здесь можно отметить, что в иносказательном смысле 70 лет соответствуют сроку «земной» человеческой жизни, сравн.: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим», Пс.89:10).

Более того, все те, кто воспротивился возвещенному пророками Божественному определению и попытался избежать плена, укрывшись от Вавилона в Египте (точнее, возвратившись в Египет, ведь Израиль там уже был, причем в положении раба), — нашли там не спасение, а собственную погибель, сравн.:

И все, которые обратят лице свое, чтобы идти в Египет и там жить, умрут от меча, голода и моровой язвы, и ни один из них не останется и не избежит того бедствия, которое Я наведу на них (Иер.42:7)

.

И при разрушении Иерусалима уверовавшие в Спасителя израильтяне своевременно покинули окруженный римскими легионами город, самым очевидным образом отделившись от тех, кто руководствовался не верой, а собственными умозаключениями, остался в стенах Иерусалима и обрек себя на уничтожение.

Кроме того, во всех ветхозаветных прообразах, прорисовавших реалии грядущего Завета и конечную участь ветхого мира, окончательное уничтожение греха и неверия предваряла милость (проповедь спасения), — но эта спасительная проповедь была отвергнута.

Так, погрязший во грехах Содом не был бы уничтожен, найдись в нем даже не десять праведников (Быт.18:32), — а хотя бы один неправедный, но способный услышать увещевания праведного Лота (Быт.19:6-7).

И Вавилон был разрушен только после предупреждения: вразумительная пророческая проповедь была обращена к нему задолго до того, как над ним совершился последний и окончательный суд (сравн. – «Врачевали мы Вавилон, но не исцелился», Иер.51:9).

Но самым очевидным примером настойчивого и длительного вразумления, обращенного даже к самым отъявленным беззаконниками, выступают образы и события ветхозаветного Исхода.

Так, еще в самом начале череды «египетских» событий Моисей и Аарон неоднократно просили фараона проявить добрую волю и отпустить народ «по договоренности».

Затем на царство фараона раз за разом сходили весьма болезненные, но отнюдь не смертельные наказания, — однако фараон так и не обратился от зла, и не одумался до тех пор, пока не пришел губитель, и Египет не потерял всех своих первенцев.

Но и эту тяжелейшую казнь нельзя назвать окончательным судом: падение в бездну фараона и его войска произошло только после того, как они бросились преследовать ушедший от них народ Израиля и попытались вновь обратить его в рабство. Так что в полной панораме событий ветхозаветного Исхода «десять египетских казней» выглядят не столько наказанием, сколько вразумлением, в рамках которого на царство фараона раз за разом посылались «спасительные болезни» (сравн. – «все же это - начало болезней», Мф.24:8), дарующие ему время и возможность отпустить народ Израиля (продолжавший, к слову, все это время страдать в жестоком и бесчеловечном рабстве) и избежать тем самым собственной печальной участи.

Но все было тщетно: из-за «жестокости сердца» властителя Египта все адресованные ему вразумления были сначала проигнорированы, а затем полностью и окончательно отвергнуты (сравн. – «Пойди в Галаад и возьми бальзама, дева, дочь Египта; напрасно ты будешь умножать врачевства, нет для тебя исцеления», Иер.46:11).

(При этом вполне очевидно, что если бы Вседержитель заботился исключительно об Израиле, — для «нейтрализации» фараона и всего египетского войска достаточно было одной «безжалостной» казни)

Что касается буквального Иерусалима, — о проповеди там Самого Господа и Его апостолов свидетельствует бо́льшая часть Св. Писаний Нового Завета. Причем с проповедью покаяния к Иерусалиму обращались не просто священники и пророки, но два величайших свидетеля от человечества: Иоанн Предтеча и Сам Иисус Христос (сравн. – Мф.11:20-24, Лк.10:12-15).

Однако несмотря на то, что ничего подобного ни языческие «великие города» и «великие царства», ни сам Израиль до этого не слышали и не видели, — значительная часть народа от этой бесподобной проповеди попросту отвернулась:

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37, то же в Лк.13:34)

.

Поэтому, как и во всех прочих предначертательных образах мира и человечества, по истечении определенного времени (сравн. – Дан.9:26-27), и только после того, как иудеи уподобились фараону и встали в отношении Церкви на путь открытых гонений, упорствующий в неверии Иерусалим был полностью разрушен. Причем разрушен не просто «до основания» — но «вместе с основанием» (сравн. – «…не останется здесь камня на камне; все будет разрушено…», Мф.24:2).

(Т.е. из всех библейских пророческих образов, связанных с «великими городами», проповедь спасения не упоминается только в событиях, связанных с разрушением Иерихона. Но поскольку осада Иерихона происходила уже после того, как воинство Израиля перешло «высохший» Иордан, а «переход Иордана» в образном смысле знаменует конец времен, отпущенных для покаяния, это событие соответствует той «пограничной» реальности, куда время милости уже не распространяется.

Другими словами, именно после перехода небесным воинством «вселенского Иордана» весь ветхий мир будет разрушен так, что в нем не останется «камня на камне», сравн. – «И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый», Откр.19:14.

Тем не менее, даже у расположенного «за Иорданом» нечестивого Иерихона было шесть дней для того, чтобы открыть ворота и просить пощады, — однако его неверие возложило надежды не на милость Господа и Его воинства, а на неприступность собственных стен)

При этом упомянутые в ходе разговора «великие города» и «великие царства» — это далеко не полный перечень прорисованных в Св. Писании иносказательных образов мира и человечества. К таким образам можно отнести и разрушение Ниневии (книга Ионы, книга Наума, Соф.2), и пророчества о Тире и Сидоне (Ис.23; Иез.27; Иоиль 3; Соф.2; Зах.9), и историю Гога из земли Магог (Иез.38 – Иез.39), и т.д.

Но даже те библейские эпизоды, которые были представлены в качестве примеров, позволяют утверждать, что все эти внешне совершенно разные исторические свидетельства являются предначертательными образами событий, происходящих в новозаветные времена в масштабе всего мира и всего человечества, и указывают на тот судьбоносный выбор между добром и злом, который предопределяет конечную (вечную) участь каждого человека.

Причем такой выбор совершается в условиях, когда добро и зло уже разделены Самим Господом так, что их смешение невозможно, а любое зло обличено и осуждено. Но поскольку людям от сотворения мира дарована индивидуальная свободная воля, каждый человек до скончания века имеет возможность или избрать добро, и верою присоединиться к Спасителю и Его Церкви, — или остаться среди неверующих к погибели, и, предав себя во власть «ожесточившегося фараона», повести против Церкви Христовой духовную и физическую войну (Ин.3:19 и т.д.).

(Несмотря на то, что эта война будет продолжаться до самого последнего дня ветхого мира, уверовавшим в Спасителя уже ныне доподлинно известно о грядущей неизбежной погибели беззакония и нечестия и о тожестве Воли Божьей «и на земле, как на небе».

Так что христиане не страшатся физической смерти и ведут брань с мировым злом в духовном положении победителей, сравн. – Откр.6:2)

А когда ветхое творение сгорит в огне последнего дня, и все богопротивники всех времен предстанут на последний и окончательный Суд (2 Пет.3:7-12, Откр.21:1), — для тех, кто устоял в Господе и победил, в обновленной Спасителем вселенной откроется совершенная и благословенная реальность будущего века (Евр.9:28, Мф.25:46, Откр.20:11-15, Откр.21:24-27). Причем именно в этих последних «земных» событиях все вышеописанные (как, впрочем, и любые другие) библейские пророческие образы достигнут полноты своего надвременного вселенского смысла, — и с этим, как и сказано, «исполнится все» (Мф.5:18).

(Поскольку все пророчества, касающиеся конечных судеб мира и человечества, к Последнему дню придут к единому и общему завершению, — чем более близкие к концу времен смыслы рассматриваются в образах нечестивых городов и царств, тем более очевидным представляется их пророческое единство)

Кроме того, можно еще раз отметить, что вселенские предначертательные смыслы, свойственные библейским образам «великих городов», не были полностью сокрыты даже во времена Ветхого Завета.

Так, например, пророк Исаия, узрев в явленном ему видении грядущее отступление иудеев, обращается к ним как к князьям Содома и Гоморры:

Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь… Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Ис.1:10-17)

.

При этом в других свидетельствах пророк Исаия уподобляет Содому уже не Израиль, а возгордившийся нечестивый Вавилон:

И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра (Ис.13:19)

.

Что касается новозаветных писаний, — в них смысловое единство образов Содома, Египта, Иерихона, Вавилона и Иерусалима становится явным и очевидным. Например, апостол Иуда упоминает некоторые из них не только в общем перечислении, но и в едином вселенском смысле:

Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил… Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти (Иуды 1:5-8)

.

Но самое убедительное свидетельство о пророческой общности всех «великих городов» и «великих царств» явлено в книге Откровение Иоанна Богослова, где Иерусалим, Содом и Египет прямо представляются одним и единым целым:

и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят (Откр.11:8)

.

Причем нет сомнений, что в пророчестве из Откр.11:8 нет ни «сравнительности», ни ветхозаветного переноса смыслов (когда о Вавилоне говорилось «будет как с Содомом», а об Иерусалиме – «будет как с Вавилоном»), — но прямо утверждается, что тот «великий город», в котором распят Господь и под которым подразумевается Иерусалим, является и «вселенским Содомом», и «вселенским Египтом».

(При той словесной формулировке, которая используется в Откр.11:8, в тождественности перечисленных тайнозрителем понятий можно не сомневаться, так как в духовных названиях условных и сравнительных смыслов быть не может: что чем «духовно называется», — тем и является по существу, т.е. по самой сути)

Более того, и два «оставшихся» образа из пяти обсуждаемых (т.е. «Иерихон» и «Вавилон») обретают в книге Откровение знаменательный и собирательный смысл, определяющий внутреннюю логику отдельных иносказаний и целых пророческих сюжетов.

Так, именно «иерихонский» образ лежит в основе видения семи Ангелов с трубами, (Откр.8 – Откр.9), так как семь труб Откровения во всех смыслах соответствуют ветхозаветным юбилейным трубам, прозвучавшим при семидневном обходе Израилем неуязвимых для обычного оружия стен «буквального» Иерихона, — а «образный Вавилон» является адресатом «семи чаш последнего гнева» (Откр.15 – Откр.16), которые изливаются в ветхий мир в полном соответствии с библейскими свидетельствами о тех судах, которые совершились над Вавилоном «буквальным».

Кроме того, можно заметить, что в ветхозаветных пророчествах, возвещавших падение «физического» Вавилона, также упоминалась особая «боевая» труба, (сравн. – «Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него народы», Иер.51:27), — а после падения вавилонских крепостных стен этот город подобно Иерихону, Содому и «ветхому» Иерусалиму был разрушен до основания и предан забвению (Иер.51:26, Иер.51:44 и т.д.).

И в образе неназванного «великого города» из главы 11 книги Откровение, под которым подразумевается Иерусалим и в котором будут убиты «две маслины и два пророка» («…зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города… где и Господь наш распят», Откр.11:7-8), также проявляются черты «великого Вавилона». Ведь далее именно в Вавилоне будет найдена «кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (Откр.18:24), — так что «великий город», на улицах которого выходящий из бездны зверь прольет кровь «двух свидетелей», представляется в книге Откровение не только «Иерусалимом», «духовным Содомом» и «духовным Египтом» (Откр.11:7-8), но и принимающим всю полноту вины кровопролития «вселенским Вавилоном».

Таким образом, вполне очевидно, что ветхозаветные свидетельства, связанные с «великими городами» и «великими царствами», имеют не только буквальный, но и иносказательный смысл, — а тайнозритель книги Откровение упоминает их не в качестве указаний на отдельные города и страны в каких-то узко-исторических обстоятельствах, но как собирательные образы ветхого мира и нечестивого человечества, прорисованные в масштабе глобальной панорамы времен.

Более того, именно книга Откровение соединяет все библейские образы нечестивых городов в единое новозаветное свидетельство о последних временах и конечной участи ветхого мира, — и вместо ветхозаветного буквального (т.е. физически-исторического) являет их вселенский образно-пророческий смысл.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Как выглядит в наше время главное библейское знамя?

Предыдущая статья: Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков... (о вселенских смыслах разрушения Иерусалима)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (в т.ч. все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #единство библейских образов Содома, Египта, Вавилона и ветхого Иерусалима #трупы их оставит на улице великого города который духовно называется Содом и Египет, Откр.11:8