Найти в Дзене

Что обозначает десятидневная скорбь, возвещенная в книге Откровение (Откр.2:10)?

Оглавление

.

Одним из самых наглядных примеров не буквального, а образно-символического представления библейских времен и сроков (см. предыдущую публикацию), является слово Господа о «десяти днях скорби», ожидающих церковь малоазийского города Смирна:

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр.2:9-10)

.

С одной стороны, можно заметить, что общий смысл обозначенных в Откр.2:9-10 событий в точности соответствует признакам новозаветных времен, возвещенным Спасителем на Елеонской горе:

…ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня… (Мк.13:9)

…возложат на вас руки и будут гнать [вас], предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое (Лк.21:12)

.

А с другой стороны, временны́е периоды продолжительностью в «десять дней» неоднократно упоминаются в различных священных книгах Ветхого Завета в таких контекстах, что в свете Новозаветного Откровения в них открываются удивительные по красоте и смыслу пророческие свидетельства, соответствующие не неким локальным событиям, но всей полноте времен Благовестия.

Так, например, в книге Бытие (гл.24) «десять дней» — это тот срок, который обрученная Исааку Ревекка могла бы провести дома со своей семьей, и только потом отправиться в опасный путь к своему далекому жениху.

Однако прав. Ревекка не задержалась в Харране даже на один день:

Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли. И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки. И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня к господину моему. Но брат ее и мать ее сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдешь. Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему. Они сказали: призовем девицу и спросим, что она скажет. И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду (Быт.24:52-58)

.

При этом с учетом всей полноты евангельских событий образ «обручения Ревекки» прорисовывает грядущую новозаветную реальность, где «невеста Ревекка» есть образ христиан и всей Церкви, «раб Авраамов» — образ благовестника(ов), а «жених Исаак», к которому спешит обрученная ему невеста, в образном смысле представляет Самого Господа.

Соответственно, та «десятидневная отсрочка», на которой настаивали родственники Ревекки, есть образ того времени, которое христианам надлежит провести в пути ко Спасителю (а не в кругу «плотской семьи», которая выступает образом «мира сего»).

Другими словами, все «родственные связи с миром» уверовавшие во Христа должны прерывать тотчас же после получения особого залога от Призывающего (этот залог прорисован в книге Бытие в образе «серебряных и золотых даров», Быт.24:53, сравн. – 2 Кор.1:22, 2 Кор.5:5), — и далее всю жизнь следовать образцам благочестия, послушания, решительности и верности, свойственным прав. Ревекке.

Более того, в масштабе всей Церкви «обручение Ревекки» представляет «десять дней» одним из пророческих образов новозаветных времен, которые исчисляются от момента возвещения человечеству Благой Вести и продлятся до встречи Спасителя со Своей Невестой в день Его Второго Пришествия. Все эти дни Ревекка-Церковь проведет в пути ко Христу, после чего при Втором Пришествии совершится «брак Агнца», и Церковь Христова будет явлена вселенной в образе Жены, облеченной в Божественную славу своего Мужа: «…ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя… напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца» (Откр.19:7-9); «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр.21:2).

А в книге пророка Даниила этими же «десятью днями» обозначено время, которое юноша Даниил испросил у Амелсара (начальника евнухов) для испытания отроков Божиих воздержанием и постом (т.е. «овощами и водой»).

За эти дни отроки должны были «исхудать» относительно прочих, — но по истечении десяти дней открылось, что они выглядят значительно лучше, чем те, кто получал все это время «царскую» (т. е. «мирскую») пищу, сравн.:

Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами (Дан.1:11-15)

.

Таким образом, «десять дней Даниила» имеют тот же иносказательно-пророческий смысл, что и «десять дней Ревекки», — только образом мира в книге Даниила выступает не «плотская семья», а «прочие отроки» и «начальник евнухов» (причем не случайно «начальник», и не случайно «начальник евнухов»).

При этом та пища, которую юноша Даниил испросил для себя вместо «царской», в образном смысле имеет живую связь со словами Господа «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4), а также с одним из семи «обетований побеждающему», возвещенным в книге Откровение («…побеждающему дам вкушать сокровенную манну», Откр.2:17).

И в этой же ветхозаветной книге прорисован еще один образ новозаветных «десяти дней», который не столь очевиден, поскольку в буквальном смысле не исчисляется ни «десятью днями», ни какими-либо днями вообще, но принадлежит той «смысловой временной шкале», где седмицы (недели) и седмины (года) указывают на определенные этапы вселенского Божественного Домостроительства:

И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (Дан.9:27)

.

Разговор о соответствии этого широко обсуждаемого в христианской среде временно́го образа тем «десяти дням», которые упомянуты в книге Откровение, нужно начинать издалека, — например, с замечания, что буквальные десять дней в их «земном» исчислении состоят из одной недели и «дополнительных» трех полных дней (в смысле суток).

Однако при условии, что «десятью днями» обозначено время, которое должно пройти до какого-то конкретного события (а в данном случае это брак Христа и Церкви), — последний десятый день может быть назван «прошедшим» только тогда, когда он закончится. А заканчивается всякий библейский день с наступлением ночи (новый день и в ветхозаветном, и в православном богослужебном суточном круге исчисляется от захода солнца, как это было установлено изначально: «…и был вечер, и было утро, день один», Быт.1:5).

Соответственно, если наступление вечного дня ожидается через десять дней, — это может произойти только на рассвете одиннадцатого календарного дня (когда минули десять полных дней и еще одна ночь, и наступил следующий за ними светлый день, — а не просто начались одиннадцатые сутки, т.е. ночь одиннадцатого дня).

А поскольку светлый день брака Христа и Церкви никогда не закончится, так как «солнце правды» больше не «сядет», и времена тьмы уже не наступят, — по расчету дней, которые должны пройти до этого события (т.е. до нового рассвета после десяти прошедших дней) пройдет несколько больше, чем десять дней. А именно десять полных дней,— и «ночная» половина одиннадцатого дня, которая станет последней ночью ветхой вселенной (сравн. – «Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Пет.3:10); «…день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес.5:22).

Таким образом, прошедшие десять дней, исчисленные не по календарю, а «до рассвета», то есть с учетом еще одной ночи, в точности соответствуют одной полной седмине (т.е. 7 дням), и «дополнительной» половине седмины (т.е. 3,5 дням). А это означает, что если видеть в пророчестве из Дан.9:27 две разных седмины (одна из которых «утвердит завет», а в половине следующей за ней «прекратится жертва и приношение»), — образ «седмины и половины седмины» соединится в единое новозаветное свидетельство с «десятью днями Ревекки» и с «десятью днями Даниила».

И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение... (Дан.9:27)
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение... (Дан.9:27)

.

Более того, если воспринимать «седмину и половину седмины» как «десять пророческих дней», по истечении которых произойдет возвещенная Даниилом «окончательная предопределенная гибель опустошителя», — в точности те же вселенские смыслы обретет еще один библейский образ, который прорисован в Св. Писании в «десяти днях Давида и Авигеи» (1 Цар.25).

Эти «десять дней» исчисляются от того момента, когда жена Навала Авигея в тайне от своего первого мужа поклонилась царю Давиду, — а заканчиваются тогда, когда злодей Навал был поражен Господом, обратившим его зло на его же голову (сравн. – Быт.3:15):

И принял Давид из рук ее то, что она принесла ему, и сказал ей: иди с миром в дом твой; вот, я послушался голоса твоего и почтил лице твое. И пришла Авигея к Навалу, и вот, у него пир в доме его, как пир царский, и сердце Навала было весело; он же был очень пьян; и не сказала ему ни слова, ни большого, ни малого, до утра. Утром же, когда Навал отрезвился, жена его рассказала ему об этом, и замерло в нем сердце его, и стал он, как камень. Дней через десять поразил Господь Навала, и он умер. И услышал Давид, что Навал умер, и сказал: благословен Господь, воздавший за посрамление, нанесенное мне Навалом, и сохранивший раба Своего от зла; Господь обратил злобу Навала на его же голову. И послал Давид сказать Авигее, что он берет ее себе в жену (1 Цар.25:35-39)

.

Причем с учетом всех обозначенных выше смыслов те евангельские свидетельства, которые «читаются» в образе «десяти дней Давида и Авигеи», выглядят настолько очевидными, что не требуют никаких дополнительных толкований.

А в самом общем смысле можно еще раз отметить, что совокупность различных «десятидневных» образов является прекрасным примером взаимных пророческих свидетельств, обозначенных сначала в «локальных» ветхозаветных событиях, а затем в «иносказательных временах», возвещенных в книге Откровение.

.

...............................................................................................................................................

«Карты времён» Св. Писания и книги Откровение | Новозаветные смыслы Апокалипсиса | Дзен

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Панорамы времен, прорисованные Творцом в «уставах неба и земли»

Предыдущая статья: Как различить буквальные и образные смыслы библейских времен и сроков?

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #будете иметь скорбь дней десять, Откр.2:10 #десять дней Исаака и Ревекки книга Бытие глава 24 #десять дней в книге пророка Даниила, глава 1 #десять дней Давида и Авигеи, 1 книга Царств глава 25 #десять дней покаяния #десять дней тшувы и йом кипур #толкование Даниил 9:27