Когда и кому открылась тайна семи печатей Апокалипсиса?

173 прочитали

Пророческие образы из шестой и седьмой глав книги Откровение Иоанна Богослова, где описаны события, прорисованные тайнозрителю при снятии печатей с Небесной книги, относятся к числу самых известных, и при этом самых загадочных иносказательных свидетельств Св. Писания.

А из различных толкований открывающихся под семью печатями видений можно без труда составить отдельную книгу.

«Небесный свиток» мощного урагана, вид из космоса
«Небесный свиток» мощного урагана, вид из космоса

При этом достаточно очевидно, что большинство толкователей, предлагающих свои версии разумения представленных в главах 6 и 7 явлений и событий, явно недооценивают то существенное обстоятельство, что небесные видения книги Откровение — это не набор отдельных и независимых друг от друга свидетельств, но единая и цельная картина, которая должна рассматриваться с учетом того, что именно каждому событию предшествовало, и что за ним последовало.

Соответственно, и пророческие панорамы, открывающиеся тайнозрителю Откровения по мере снятия Агнцем семи небесных печатей, возможно уразуметь только в свете глобальных новозаветных перемен, которые совершаются во вселенной в результате перехода к Божественному Агнцу великой Небесной книги, пребывавшей до времени в деснице Сидящего на престоле (глава 5 книги Откровение).

(Ранее уже отмечалось, что Небесная книга горы Сион подобна скрижалям откровения, которые пророк Моисей получил на горе Синай, — и что до победы Агнца никто «ни на небе, ни на земле, ни под землей» не мог ни взять «сию книгу», ни снять с нее печати, ни «посмотреть в нее», Откр.5:2-4.

А как только Божественный Агнец «пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле», Небесный Собор воспел «новую песнь», в которой наряду со славословиями, адресованными Агнцу, утверждается искупление и слава всего спасенного человечества, Откр.5:9-10, причем далее эту песнь поддерживают «тьмы тем и тысячи тысяч» Ангелов, животных и старцев, Откр.5:11-12, а затем и «всякое создание» во всей вселенной, Откр.5:13)

Другими словами, череда событий, представленных в главах 4 и 5 книги Откровение, завершается тем, что все мироздание покорилось и воздало славу Сидящему на престоле и Агнцу, и поклонилось Живущему во веки веков (Откр.5:13-14), — а Божественное Домостроительство, прорисованное через «количественное» и «качественное» возрастание Небесного Собора, пришло к смысловому и пророческому завершению, сравн.:

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (1 Кор.15:28)

При этом пророческие панорамы главы 6 начинаются от момента утверждения Нового Завета (т.е. от Вознесения Агнца к Небесному Престолу и «перехода» в Его руки великой Небесной книги), так что действия, связанные со «снятием печатей», продолжают не последние стихи главы 5, где Небесный Собор достиг вселенской полноты, а новозаветное свидетельство, согласно которому Агнец «пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле».

А поскольку события, открывающиеся «под печатями», начинаются на небе, но совершаются в том числе и на земле, и даже в преисподней, то есть проходят все мироздание «сверху донизу», — есть основания утверждать, что в главах 6 и 7 описаны не локальные катаклизмы, ограниченные некими временами и/или территориями, но новозаветное совершение Божественного Замысла в масштабах всего мира и всей вселенной.

Что касается Божественного Агнца, — Он предстает в этих событиях не только «получателем» и «держателем» Небесной книги, но и «вселенским совершителем» в отношении ее содержимого.

Таким образом, несмотря на то, что события, представленные в главах 4-7, могут восприниматься как последовательные во времени, — при внимательном рассмотрении причин и последствий этих событий становится очевидно, что в видениях «животных и старцев» обозначено «небесное» утверждение Совершенного Завета и те новозаветные перемены, которые происходят и в составе, и в священнодействии Небесного Собора, в результате чего к концу времен он включает в себя все мироздание (главы 4-5).

А в том, что открывается взору ап. Иоанну при снятии печатей (т.е. в главах 6 и 7), прорисовано утверждение духовной реальности Нового Завета в «остальном» (в том числе и в видимом) мире, причем совершаются эти события не после, а одновременно с возрастанием и торжеством Небесного Собора Церкви Христовой (Откр.5:9-14).

«Умножение ведения» как признак наступления новозаветных времен

Поскольку по мере снятия Агнцем семи небесных печатей перед взором тайнозрителя проходят очень яркие, и при этом весьма загадочные образы, — сам процесс «снятия печатей» остается как будто на втором плане, и не воспринимается как нечто особенное.

Однако с учетом того, что Небесная книга до этого момента была абсолютно недоступна для всех без исключения обитателей вселенной (сравн. – Мф.11:25, Кол.1:25-26, 1 Тим.3:16 и т.д.), — первичным и определяющим для прорисованных под печатями смысловых панорам следует считать в первую очередь сам факт «раскрытия» перед тайнозрителем недоступной ранее таинственной Небесной книги.

Кроме того, многие ветхозаветные пророки предвозвещали совершенно особенные времена, когда узревшим спасение Божье будут открыты величайшие небесные тайны, так что человек сможет постигать и самые возвышенные понятия, и духовные принципы мироустройства, и истинные цели и смыслы своего собственного существования (т.е. саму суть вещей, Евр.10:1).

А поскольку таинственное содержимое Небесной книги по мере снятия печатей становится доступным тайнозрителю (а через него и всей Церкви), — уже сам факт «снятия печатей» есть свидетельство о величайшей перемене времен, когда для уверовавшего человечества началось то особенное «последнее время», о котором ветхозаветные пророки говорили как о времени прозрения, и как о времени раскрытия тайн, и как о времени «умножения ведения».

Так, в одном из видений пророка Даниила Ангел велит Даниилу «запечатать» особую книгу, в которой описано то, что произойдет в грядущие времена и завершит всю мировую историю, — а когда с этой недоступной до времени книги (прообраза Божественного Откровения) снимутся ее печати, это будет означать, что ветхий мир приближается к своему концу:

А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение (Дан.12:4)

При этом вполне очевидно, что снятие печатей с великой Небесной книги есть прямое исполнение этого пророчества, знаменующее наступления мессианских времен, предвозвещенных и ожидаемых всеми пророками и праведниками Ветхого Завета (1 Пет.1:10-12, Евр.11:39-40).

Другими словами, несмотря на то, что полнота Божественного Откровения не может вместиться ни в одну «человеческую» книгу и поэтому в буквальном смысле не ограничивается ни «книгой Даниила», ни книгой Откровение, ни даже всем Св. Писанием, — видение Агнца, снимающего семь небесных печатей, прямо свидетельствует об исполнении того, что было возвещено Даниилу вместе с повелением «запечатать книгу», то есть о раскрытии извечных тайн мироздания и о наступлении «последнего времени», которое завершится падением ветхого мира и судом над живыми и мертвыми (сравн. – «Дети! последнее время…», 1 Ин.2:18; Дан.12:4-5, Деян.17:31, Откр.11:18 и т.д.).

Более того, повеление «иди» (греч. ’Ερχου, т.е. «приходи, явись, начнись»), сопровождающее снятие первых четырех небесных печатей, также указывает на раскрытие извечных и сокровенных духовных тайн, — ведь оно косвенно противопоставляется повелению «сокрой» и «запечатай», которое было дано в свое время пророку Даниилу. Причем те «многие» (Дан.12:4), кто читает раскрытую в последние времена «книгу Даниила» (т.е. писания Нового Завета, труды учителей Церкви и т.д.), и к которым в той или иной степени относимся и мы, получили доступ к Божественному Откровению только благодаря тому, что «книга Божественных тайн» была вверена Спасителю и раскрыта в собрании Его Торжествующей Церкви.

А это обстоятельство кроме всего прочего означает, что что Агнец «снимает печати» только для тех, кто вместе с Торжествующим Небесным Собором исповедал и прославил Его как Господа и Спасителя (сравн. – Откр.5:9-14, Откр.7:9-12), — так что истинные смыслы «великой небесной книги» открываются только христианам и осознаются исключительно христианами.

«...вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» (Откр.3:8)
«...вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» (Откр.3:8)

Что касается «мира сего», не разделяющего веры и убеждений Церкви, — для него все попытки уразуметь тайны Божественного Откровения, к которым относятся и многие аспекты Благовестия Христова, и пророческие видения, описанные в книге Откровение, и т.д., по-прежнему заканчиваются так, как об этом свидетельствует другой ветхозаветный пророк — Исаия:

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "не могу, потому что она запечатана". И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "я не умею читать" (Ис.29:11-12)

Кроме того, поскольку в образе снятия печатей порисовано новозаветное «умножение ведения» в отношении прошлого, настоящего и будущего, — действия по снятию печатей нельзя отождествлять с «физическим» началом явленных под печатями событий, то есть полагать, что, например, под первыми четырьмя печатями открываются не пророческие образы вселенского Божественного Домостроительства, а некие буквальные «кони со всадниками», которые «спрятаны внутри книги», а в момент снятия «своей» печати «проследуют из книги на землю».

У представленных в главах 6 и 7 вселенских событий более общий, и более глобальный, и даже отчасти надвременной смысл, в соответствии с которым сама возможность «снятия печатей» знаменует Победу Агнца, желающего открыть Своей Церкви Премудрость Божию, сокрытую до времени от любых глаз и умов (1 Кор.2:7), — а в событиях под печатями прорисованы не «конкретные личности» и их ограниченные местом и временем действия, но вселенские новозаветные перемены, которые после Вознесения Спасителя к Небесному престолу достигают видимого и невидимого мира.

(Подобные «снятию печатей» знаменательные события возвещает и описывает не только Даниил, но и другие ветхозаветные пророки. Так, пророк Исаия свидетельствует о временах «слышания» некоей книги и «временах прозрения», связанных с открытием в людях особого «новозаветного слышания»: «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых», Ис.29:18, предвозвещая тем самым мессианские времена, когда верные Христу и Евангелию будут слышать и созерцать «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его», Кол.1:26)

Таким образом, есть все основания утверждать, что снятие Агнцем семи небесных печатей свидетельствует о Нем как о Распорядителе и Исполнителе глобального Божественного Замысла, совершающем Свою вселенскую миссию на самом возвышенном и даже надвременном уровне (т.е. в той реальности, где Он всегда пребывал «закланным от создания мира», Откр.13:8), — а в видениях под печатями прорисованы не локальные события, ограниченные какими-то отдельными историческими моментами и территориями, но духовные панорамы всех новозаветных времен в масштабах всего мироздания.

(Соответственно, то обстоятельство, что некоторые образы из главы 6 выглядят «исходящими от печатей», не превращает сами печати в «небесные кнопки», при «нажатии» которых в видимый мир должны выйти некие загадочные персонажи, восседающие на различных «небесных лошадях»)

Кроме того, следует отметить, что у открывающихся тайнозрителю новозаветных видений есть вполне конкретные ветхозаветные прообразы (например, кони и небесные колесницы из книги пророка Захарии, Зах.1:8-10, Зах.6:1-8), — так что разумение каждой из прорисованных под семью печатями пророческих панорам должно во всех смыслах соответствовать библейским образам будущего, предвозвещенным пророками во времена Ветхого Завета.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Куда и с какой целью идут «всадники Апокалипсиса»?

Предыдущая статья: Конечная цель Божественного Домостроительства (Откр.5:13-14)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #Откровение Иоанна снятие Агнцем семи печатей с Небесной книги, взятой из десницы Сидящего на престоле, Откр.6:1 #ты, Даниил, запечатай книгу сию до последнего времени многие прочитают ее и умножится ведение, Дан.12:4