Найти тему

Защита Церкви от «четырех ветров» (Откр.7:1)

Оглавление

.

Рембрандт. Христос во время шторма на море Галилейском, фрагмент картины, 1633 г.
Рембрандт. Христос во время шторма на море Галилейском, фрагмент картины, 1633 г.

.

И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево (Откр.7:1)

.

Образ четырех Ангелов, которые стоят «на четырех углах земли», для современного человека выглядит достаточно странным, ведь ныне всем хорошо известно, что планета Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с полюсов, но при этом не имеющего никаких «углов»).

Однако если не противопоставлять образным свидетельствам Откровения факты из области естествознания, но рассуждать в русле свойственного Св. Писанию пророческого символизма, есть смысл вновь обратится к тому эпизоду, где в событиях под пятой печатью упоминался особый вселенский жертвенник (Откр.6:9), воплощающий в реальность предначертательный образ, прорисованный в медном жертвеннике для всесожжений, стоявшем на внутреннем дворе рукотворной скинии Моисея (ранее уже обсуждалось, что этот жертвенник был четырехугольным, и имел на каждом из своих углов «медный рог», — а в образном смысле обозначал всю «духовную землю»).

Другими словами, свидетельство о четырех Ангелах, стоящих «на четырех углах земли», не имеет отношения ни к географии, ни к космологии, но уподобляет этих Ангелов четырем рогам (библейский образ силы) вселенского жертвенника всесожжения, которые защищают все, что находится на этом жертвеннике, от «четырех ветров земли» (т.е. от иных сил, которые, согласно их именованию, «принадлежат» земле, однако действуют ей во вред, сравн. – Откр.7:2-3, Дан.8:8 и т.д.).

(О четырех «вредоносных» ветрах речь пойдет чуть позже, — а тот факт, что четыре Ангела ограждают и защищают новозаветный жертвенник от внешних воздействий, свидетельствует о них как о силах света и Небесном Воинстве, охраняющем людей, призванных ко спасению. Причем в самом упрощенном смысле «защиту жертвенника от ветра» можно представить умозрительно, — ведь рукотворный медный жертвенник стоял на внешнем дворе походной скинии, так что при сильных ветрах Синайской пустыни сохранять на нем священный «неугасимый» огонь было весьма затруднительно.

При этом есть смысл еще раз отметить, что свидетельства Св. Писания разделяют «силы/ветра земные» и «ветра небесные», представляя их прямо противодействующими друг другу, сравн. Дан.8:8, Зах.1:18-21 и т.д.)

Кроме того, образ четырех Ангелов Божьих, сдерживающих «четыре ветра земли», связывает свидетельства Откровения с видениями пророка Захарии, где упоминаются некие «четыре рога», рассеявшие по земле народ Божий (Зах.1:18-21), а в образе «четырех рабочих» обозначены Ангелы Божьи, которые должны устрашить «рассеивателей» и «сбить роги народов», восстающих на Иуду и попирающих землю Израиля:

И поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога. И сказал я Ангелу, говорившему со мною: что это? И он ответил мне: это роги, которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим. Потом показал мне Господь четырех рабочих. И сказал я: что они идут делать? Он сказал мне так: эти роги разбросали Иуду, так что никто не может поднять головы своей; а сии пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды, чтобы рассеять ее (Зах.1:18-21)

.

Более того, сразу же после этого пророк Захария отмечает, что народ Израиля крайне нуждался в «четырех рабочих» (т.е. в Ангелах Божьих), призванных помочь народу возвратиться из вавилонского плена и восстановить Иерусалим, — а после свидетельства о «сбитии враждебных рогов» на арене событий появляется муж с землемерной вервью (Зах.2:1-2), который уже самим собой символизирует начало великого «храмового» строительства.

(Здесь очень важно, что образ «мужа с землемерной вервью» из книги Захарии прямо связан с особым пророческим действием по «измерению храма и жертвенника» из главы 11 книги Откровение, сравн. – Откр.11:1-2)

Так что в свете Новозаветного Откровения свидетельства пророка Захарии звучат как призыв к народу Божьему воспользоваться «временем благоприятным» (Лк.4:19, 2 Кор.6:2) и покинуть нечестивый Вавилон ради утверждения и созидания непоколебимого Небесного Иерусалима, сравн.:

Эй, эй! бегите из северной страны, говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь. Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона… Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе (Зах.2:6-11)

(К слову, библейский образ «ликующей дочери Сиона» во всех случаях выступает символом и знамением времен Нового Завета, сравн. Зах.9:9, Ин.12:14-15; Соф.3:8-14 и т.д.)

Таким образом, в самом общем смысле можно утверждать, что четыре Ангела Откровения, которые поставлены охранять вселенский жертвенник от «вредоносных ветров», символизируют и возвещают начало времен новозаветного духовного созидания, — а «удержание» этими Ангелами «четырех ветров земли» есть особое Божественное действие, благоприятствующее основанию Церкви и утверждению на земле христианского жертвенного служения.

Причем совершается все это в полном соответствии с прорисованной пророку Захарии ангельской помощью, которая во времена выхода израильтян из вавилонского плена направлялась в мир для «связывания» язычников, воюющих против восстановителей рукотворного храма и города Иерусалима (сравн. – Зах.1:13-21; Зах.6:1-8,15; 2 Кор.6:2 и т.д.).

Что касается образов «земли», «моря» и «деревьев», которые также нуждаются в определенной «защите от ветра», — соответствующие пророческие смыслы будут подробно обсуждаться при рассмотрении «семи труб семи Ангелов» (Откр.8) и «семи чаш последнего гнева» (Откр.16).

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Солнечный Ангел с Божественной печатью (Откр.7:2-3)

Предыдущая статья: Пятая и шестая печати Апокалипсиса (Откр.6:9-17)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #четыре ангела на четырех углах земли держат четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево, Откр.7:1