Найти тему

Два свидетеля, облеченные во вретище (Откр.11:3-4)

Оглавление

.

Моисей и Аарон свидетельствуют перед фараоном Египта
Моисей и Аарон свидетельствуют перед фараоном Египта

.

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли (Откр.11:3-4)

.

После свидетельства о необходимости измерить «храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем» особой тростью-жезлом (Откр.11:1-2) обозначенные в этих стихах образы уже не упоминаются, а миссия «двух свидетелей» выглядит «независимой» от храма и храмового богослужения, — поэтому может показаться, что и храм, и жертвенник, и «трость, подобную жезлу», следует воспринимать как короткое отступление от основной для главы 11 линии событий.

Но, как будет видно далее, измерение храма и жертвенника связано с земной миссией двух пророчествующих «свидетелей-маслин-светильников» в последовательную, единую и цельную смысловую панораму, которая берет начало в главе 10 от вручения тайнозрителю и всей Церкви «раскрытой небесной книжки», а заканчивается вместе с окончанием «второго горя», достигающего «живущих на земле» при шестой небесной трубе (Откр.11:13).

Что касается образа двух свидетелей-пророков, которому посвящена первая часть главы 11 книги Откровение, — ранее достаточно подробно говорилось о том, что такой образ проходит через все книги Св. Писания единой смысловой линией, а два представляющих Вседержителя и Его народ библейских свидетеля, которые направляются в тот или иной «земной стан» беззакония и нечестия, выступают предначертательным образом всей Новозаветной Церкви.

Так, перед уничтожением Содома к пребывающему в нечестивом городе праведному Лоту пришли два Ангела, — а Содом упоминается в Откр.11:8.

Перед падением Иерихона город посетили два юноши-соглядатая, — а семь ангельских труб книги Откровение соответствуют в том числе и образу «обхода Иерихона с юбилейными трубами» (при этом последняя седьмая труба, при звуке которой падет «вселенский град нечестия», звучит в Откр.11:15).

При выходе из Египта двумя «пророками-свидетелями», представляющими народ Божий, были Моисей и Аарон, — а Египет прямо упоминается в Откр.11:8.

Более того, в образе двух свидетелей, «облеченных во вретище», прорисованы и более прикровенные смыслы. Например, для свидетельства городам Израиля (а Иерусалим косвенно упоминается в Откр.11:8) двенадцать апостолов не случайно разделились по двое, будучи облаченными в простую несменную одежду, причем каждый имел при себе посох (т.е. «ра́вдос», сравн. с «тростью, подобной жезлу» в Откр.11:1-2, где употребляется то же греч. слово ράβδος, которое может обозначать и «жезл», и «посох»).

При этом те города, которые не примут двух облеченных в простую одежду и имеющих при себе ράβδος (т.е. жезл-посох) новозаветных свидетелей, прямо уподобляются Содому и Гоморре, сравн.:

И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу (Мк.6:7-11)

.

А образ шести обличителей (ведь с учетом того, что апостолы проповедовали по двое, число посланных в города Израиля «двойных свидетельств» равняется шести) прямо связан с выбором между горой благословения Гаризим и горой проклятия Гевал, где на каждой из гор стояло по шесть колен сынов Израилевых (Ис.Нав.8:30-34, Втор.27:11-13); и с образом «шести карателей», наступающих на нечестие от «идола ревности» в видениях пророка Иезекииля (Иез.9:2-3); и с разделением надвое Елеонской (т.е. Масличной) горы из книги Захарии (Зах.14:4-5, сравн. с «…две маслины, стоящие перед Богом земли…» из Откр.11:4), и т.д.

А поскольку «два пророка» из книги Откровение непрерывно обличают не только сам мир, но и «поднебесных мироправителей тьмы», и даже князя мира сего, который осужден как человекоубийцаОн был человекоубийца от начала и не устоял в истине…», Ин.8:44; «о суде же, что князь мира сего осужден», Ин.16:8-11; «наша брань… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных…», Еф.6:12 и т.д.), — панорамы главы 11 и библейский образ «двойного свидетельства» связаны в том числе и ветхозаветной заповедью обличения в человекоубийстве, сравн.:

Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, [чтобы осудить] на смерть (Чис.35:30)

.

Кроме того, можно заметить, что в начале главы 11 речь идет не о ветхозаветном служении в статусе пророка, а о двух свидетелях, которые, как сказано, «будут пророчествовать». А единый и всеобщий духовный дар, позволяющий пророчествовать, был предвозвещен в книге Иоиля и воплотился в реальность в полноте даров Св. Духа, излившегося в день Пятидесятницы на всю Новозаветную Церковь, сравн.:

И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши... И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян.2:17-18)

.

Более того, именно «дух пророчества» представляется тайнозрителю единым для всех членов Церкви свидетельством Христовым…ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества», Откр.19:10), причем открывается этот новозаветный дар через помазание христиан «духовным елеем» (сравн.: Деян.1:8, 2 Кор.1:21-22; «это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли», Зах.4:14; «Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли», Откр.11:4).

Так что образ «двух маслин» указывает в том числе и на соответствующее царскому и священническому достоинству «двойное помазание», которое соделывает христиан царственным священством Небесной скинии, призванными свидетельствовать о Господе всем народам земли (сравн. - «...вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет», 1 Пет.2:9).

При этом новозаветное духовное просвещение, посылаемое через Церковь Христову всем земным народам, не только связывает вверенную ей миссию с образом «двух небесных светильников», которые не позволяют язычникам оставаться во тьме (сравн. - «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы», Мф.5:14-16; Мк.4:21; Лк.8:16; Лк.11:33), но и обличает пребывающих на «внешнем дворе» Небесной скинии беззаконников в том, что они «попирают святый город» не из-за неведения (Откр.11:1-2).

Наоборот, все новозаветные времена им непрерывно возвещаются и спасительные истины, и проповедь покаяния, осуждающая их нечестие и предупреждающая их о грядущем возмездии, — однако большинство из них не желает ни слушать, ни принимать столь невыгодное и столь обличительное для себя «двойное свидетельство».

Более того, большинство беззаконников не способны смириться даже с самим фактом наличия такого свидетельства, — и в результате открыто воинствуют против трости-жезла, вверенного Господом Своей Церкви (сравн. со словами, адресованными пророку Иезекиилю перед «съедением» небесного свитка):

И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: "так говорит Господь Бог!" Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы (Иез.2:4-7)

.

Тем не менее, вне зависимости от нечестивых замыслов, слов и действий противников Благовестия, свидетельство Церкви силою Божией будет непрерывно и неизменно продолжаться весь тот предопределенный Вседержителем срок, который называется в Св. Писании «временами язычников» (Лк.21:24), причем все это время ни «закрыть уши», ни «спрятаться» от этого свидетельства, ни уничтожить его физически, ни избежать его обличений каким-то иным способом ни у кого из беззаконников нет, не было и не будет ни малейшей возможности.

Что касается духовных одежд Церкви Христовой, — в Небесной реальности Церковь Торжествующая предстоит пред Богом в торжественных священнических облачениях (сравн. – Исх.28, Лев.16:3-4, Лев.16:23-25, Откр.3:4-5, Откр.4:4, Откр.6:11 и т.д.).

Но поскольку обличающее свидетельство земной Церкви, адресованное всему ветхому миру, звучит «на внешнем дворе», который до времени «отдан язычникам», — новозаветное царственное священство не может и не должно пребывать там в священных «храмовых» одеждах, сравн.:

Когда войдут [туда] священники, то они не должны выходить из этого святаго места на внешний двор, доколе не оставят там одежд своих, в которых служили, ибо они священны; они должны надеть на себя другие одежды и тогда выходить к народу" (Иез.42:14)

А когда надобно будет выйти на внешний двор, на внешний двор к народу, тогда они должны будут снять одежды свои, в которых они служили, и оставить их в священных комнатах, и одеться в другие одежды, чтобы священными одеждами своими не прикасаться к народу (Иез.44:19)

.

При этом выходить «на внешний двор» и возвещать там вверенное Церкви новозаветное свидетельство христиане обязаны, сравн.:

то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр.13:12-14)

.

Так что «вретище» двух свидетелей — это не случайная характеристика буквальных одежд двух конкретных людей, но связанное с Небесным храмом и его внешним двором (Откр.11:1-2) «законное» христианское облачение, в котором Церковь Христова обращается с новозаветным свидетельством к миру нечестия и беззакония (сравн. – Мк.6:7-11).

И только при явлении в мир Господа Иисуса Христа, пришедшего во Славе, произойдет переоблачение земной Церкви Христовой в торжественные небесные одежды, — причем в этих новых нетленных одеждах воплотится и Величие, и Честь, и Божественная Слава Самого Господа и Спасителя.

Кроме того, можно отметить, что «языческий» внешний двор является «территорией блудницы», которая ныне облечена «в виссон и порфиру и багряницу» со множеством драгоценностей, то есть в богато украшенные «царские» одежды (Откр.17:4, Откр.18:16).

А подчеркнутое различие между одеяниями блудницы и двух верных свидетелей прорисовывает еще одно знаменательное противопоставление книги Откровение, в соответствии с которым роскошные одежды блудницы выглядят для мира куда более привлекательными, чем скромное свидетельское «вретище», — но в итоге блудницу «обнажат» (Откр.17:6), а Церковь как невеста Христова облечется в чистый и светлый виссон праведности (Откр.19:7-9).

Таким образом, общая панорама смыслов главы 11 свидетельствует о том, что Церковь Христова в своей небесной ипостаси (т.е. в семи золотых лампадах, сравн. с Зах.4:2-6) пребывает прямо перед престолом Божьим, то есть буквально «стоит пред Богом» как небесный храмовый светильник, сравн. Откр.11:4 и:

И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр.4:5)

.

А «два свидетеля» и «две маслины» (сравн. с Зах.4:11-14), которые в духовном смысле являются единым целым с семью горящими лампадами, совершают свою миссии «на внешнем дворе» измеренного тайнозрителем Небесного храма, — и исполняют тем самым слово Господа, адресованное всей Его возлюбленной Церкви, сравн. Откр.11:4 и:

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян.1:8)

.

(Что касается «42 месяцев» и «тысячи двухсот шестидесяти дней» из Откр.11:2 и Откр.11:3, — подробное рассмотрение этих сроков лучше отложить до главы 12, где «дни Церкви» прорисованы в иной линии образов, но связаны с земной миссией «двух светильников-пророков» единым новозаветным смыслом)

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Илия и Елисей как прообраз двух свидетелей Апокалипсиса (Откр.11:3-6)

Предыдущая статья: Два пророка Апокалипсиса: кто они? (Откр.11:3-12)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #и дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать 1260 дней, будучи облечены во вретище, Откр.11:3 #это суть две маслины и два светильника, стоящие перед Богом земли, Откр.11:4 #два пророка апокалипсиса кто они #два свидетеля во вретище