Найти в Дзене

Удивительные краски: эмалевые произведения в собрании Музея Христианской Культуры

В статье представлены фотографии экспонатов из фондов Музея Христианской Культуры. Определить их вы сможете по хэштегу #фондымхк, который поможет вам больше узнать о музее!

В одной из прошлых статей на Яндекс.Дзен мы говорили о красоте и изяществе гильоше, однако стоит упомянуть, что подобной техникой искусство эмали отнюдь не ограничивается. Хрупкая и полупрозрачная витражная эмаль, массивные меднолитые образы, витиеватая эмаль по скани… Сегодняшняя статья интересна не только рассказом о необычных техниках, но и открытием завесы над тайной – мы, в числе прочего, рассмотрим изделия из фондов Музея.

В запасниках Музея Христианской Культуры (Санкт-Петербург, переулок Лодыгина, 5) ярко представлены медные литые образки с включениями из цветной эмали – перед нами образец старообрядческого искусства. Православная Церковь неоднократно запрещала создание подобных изделий, однако после церковного никонианского раскола именно у старообрядцев меднолитые произведения нашли широкое распространение и получили популярность.

Страшный суд. Металл, эмаль, литьё. XVIII век.  Собрание Музея Христианской Культуры #фондымхк
Страшный суд. Металл, эмаль, литьё. XVIII век. Собрание Музея Христианской Культуры #фондымхк

Последнее объяснялось просто: дело в том, что раскольники, которыми для официальной Церкви были старообрядцы, могли прятать или перевозить подобные иконы очень легко, что они и делали.

Более того, создание такой фактуры было возможно даже в кустарных условиях – «для этого брали гриб чагу, разрезали его пополам, разваривали в кипятке, а затем закладывали между половинками образец и перевязывали бечёвкой. После высыхания половинки разъединяли, и таким образом получалась своеобразная форма для литья». Прочные и дешёвые создания отвечали запросам верующих, на которых были объявлены гонения, особенно любивших складни – они выполняли роль своеобразного домашнего иконостаса.

Складень с праздниками и прославлением иконы Божией Матери. Металл, эмаль, литьё.  XIX век. Собрание Музея Христианской Культуры #фондымхк
Складень с праздниками и прославлением иконы Божией Матери. Металл, эмаль, литьё. XIX век. Собрание Музея Христианской Культуры #фондымхк

«Также сохранились свидетельства XVII в. о том, как носили складни: «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему». Часто на образках можно было найти изображение любимого святого русских земель – Николая Чудотворца. Культовые произведения, повторявшие друг друга в своих формах, отличались именно эмалевыми включениями – здесь был простор для творчества, изделия украшались голубым, золотым, белым, красным и синим цветами, что отсылает нас к главным оттенкам православной иконописи и, соответственно, аллюзиям на христианскую историю – ведь ни один цвет не мог быть использован просто так, без подоплёки.

Крест литой в деревянном киоте. Металл, эмаль, дерево, литьё. XIX век. Собрание Музея Христианской Культуры #фондымхк
Крест литой в деревянном киоте. Металл, эмаль, дерево, литьё. XIX век. Собрание Музея Христианской Культуры #фондымхк

Ещё одним поражающим воображение искусством является нанесение эмали по скани. Скань – от слова «скатывать» – тонкая проволока, которая напаивалась на металлическую основу и формировала контр рисунка, а пустоты в нём заполнялись эмалью различных цветов. Стекловидный порошок смешанный с цветным пигментом – чем является эмаль – плавился под воздействием высоких температур (иногда до 1000 градусов Цельсия) и заполнял отведённое ему пространство.

Благовещение. Дерево, темпера (икона); эмаль по скани (оклад). Начало ХХ века. Собрание Музея Христианской Культуры #фондымхк
Благовещение. Дерево, темпера (икона); эмаль по скани (оклад). Начало ХХ века. Собрание Музея Христианской Культуры #фондымхк

В работе мог возникнуть и брак – увы, починить сломанный участок не представлялось возможным, и мастерам приходилось переделывать всё заново. Примечательно, что цвета имели свою градацию в тугоплавкости – самыми тяжёлыми для обжига считались наиболее тёмные оттенки, и наоборот. Искусство эмали по скани, узорчатое и резное, пришло на Русь из Византии, но на многие века, в том числе, из-за монголо-татарского ига, было забыто и возрождено лишь в конце XIX столетия русскими мастерами. Украшенные подобным образом иконы, кубки, ларцы, столовые и письменные наборы пользовались небывалым спросом не только в Российской империи, но и за рубежом.

Богоматерь Одигитрия в окладе. Оклад фирмы Фаберже, мастерская Фёдора Рюкерта, Москва, 1880-е гг.  Дерево, темпера, серебро, эмаль. Дарственная надпись на иконе: «подарена императору Александру III гражданами губернии г. Ставрополя в 1881 году». Собрание Музея Христианской Культуры #фондымхк
Богоматерь Одигитрия в окладе. Оклад фирмы Фаберже, мастерская Фёдора Рюкерта, Москва, 1880-е гг. Дерево, темпера, серебро, эмаль. Дарственная надпись на иконе: «подарена императору Александру III гражданами губернии г. Ставрополя в 1881 году». Собрание Музея Христианской Культуры #фондымхк

Последним представителем эмалевого искусства станет эмаль витражная, чрезвычайно сложная в исполнении. Лишь самые прославленные мастера – Бенвенуто Челлини, Павел Овчинников и ещё несколько имён – умели обращаться с этой вершиной декоративного искусства. Витражная, или оконная, эмаль является, как и эмаль по скани, разновидностью эмали перегородчатой, но без металлической основы. Название техника получила из-за схожести со стеклянными витражами, которыми часто украшали церкви Западной Европы. Просветы между ажурной филигранью заполняются эмалевой массой вручную – методом стекания капли (иногда с подложкой из фольги), затем лишняя влага убирается. Отсутствие какой бы то ни было подложки обеспечивает эффект яркого свечения, если рассматривать подобную вещь на свет. В зале «Николай II: семья и престол» Музея Христианской Культуры можно увидеть настольную лампу, украшенную этой интересной техникой – как мы понимаем, в то время, когда предмет был во включённом состоянии, цветные блики играли мириадами оттенков.

Мастера декоративно-прикладного и ювелирного ремёсел на протяжении всей истории удивляли, радовали и поражали человечество своими умением и талантом. Музей Христианской Культуры с радостью примет вас у себя в гостях – на обзорной и тематических экскурсиях – и погрузит в атмосферу искусства, с которой не захочется расставаться.

Лампа настольная. Металл, витражная эмаль. Начало ХХ века. Собрание Музея Христианской Культуры
Лампа настольная. Металл, витражная эмаль. Начало ХХ века. Собрание Музея Христианской Культуры

Еда
6,93 млн интересуются