Коллеги из проекта Aroma.Tea.ka анонсировали черночайное дополнение к своему набору чайных ароматов. Напомню, что их базовый набор включает в себя 24 аромата, к нему уже вышло зеленочайное дополнение из 12 ароматов, и вот теперь к набору прибавится еще 12 ароматов, характерных для черных-красных чаев.
Надо сказать, что этот набор чайных ароматов, и в базовом варианте, и с дополнениями, выполняет сразу две функции. Во-первых, его можно использовать по непосредственному назначению — то есть для расширения обонятельного кругозора и для разных ароматических развлечений. При этом надо понимать, конечно, что эффективность инструментального использования этого набора гораздо больше зависит от профессионализма и рода занятий того, кто использует набор, чем от характеристик самого набора. С инструментами всегда так. Во-вторых, этот набор — отличный профессиональный атрибут. И тут необходимо сделать одно важное отступление.
В чайной культуре практически нет универсальных профессиональных атрибутов. Ну то есть таких предметов, такой внешности или статусов, которые однозначно маркировали бы человека как чайного специалиста. Локальные атрибуты время от времени возникают, но живут недолго и не получают особого распространения. Причина такой «антиатрибутивности» чая очень проста — эффективная работа с чаем возможна с использованием самых простых и широко распространенных инструментов. Для того, чтобы приготовить хороший чай, заковыристые атрибуты чаще всего не нужны. Для того, чтобы устроить чайное мероприятие городского масштаба, тоже не нужно ничего необычного — даже танцы для пенсионеров устроить сложнее, там баянист нужен. Только за последние пару недель и только в России небольшие, но вполне публичные и очень разноплановые чайные мероприятия прошли в Ставрополье, в Рязани и в Чувашии. Люди просто собираются и пьют чай — для этого им не нужно прослушивать дорогие курсы, покупать навороченное оборудование и кричать на весь белый свет о том, что у них фестиваль.
Чтобы хорошо готовить чай, нужно просто уметь его хорошо готовить. Чтобы угощать чаем людей, нужно просто работать в общепите или быть харизматиком, способным собрать тусовку. Чайный профессионализм и чайное мастерство не требуют костылей. И это, на самом деле, очень круто. Но очень неубедительно в современной маркетингово-преофессиональной парадигме, которая требует внешних проявлений мастерства. У большинства потребителей просто нет ресурсов на то, чтобы самостоятельно оценить это самое мастерство. Поэтому между специалистом, на оценку профессионализма которого нужно потратить время и силы, и специалистом, увешанном профессиональными атрибутами, они почти всегда выберут того, у кого висюлек больше. Особенно если речь идет о такой незначимой для большинства людей категории, как чай.
Правила этой игры задаем не мы — и жизнь заставляет нас обзаводиться бантиками. Но уж если играться в профессиональную атрибутику, то пусть она хотя бы будет полезной. И набор чайных ароматов для этого отлично подходит. Иногда его можно использовать по непосредственному назначению. А все остальное время его можно с умным видом демонстрировать партнерам, чтобы они сразу понимали, кто тут реальный чайный специалист, а кто так, воздухом подышать вышел.
Отличный набор, короче говоря. И хорошо, что к нему выходят дополнения. С ними любой профи выглядит еще круче. Ну потому что к базовым профессиональным атрибутам добавляются атрибуты, намекающие на актуализацию профессионализма.