Друзья, продолжаю делиться с вами сведениями статьи, датированной 4 января 1931 года, прежде всего давшими мне основания для ряда атрибуций. Текст весьма объёмный и потому представляю вам его частями.
Соколова Н. Пути художественного оформления массовой посуды в реконструктивный период // Художественное оформление массовой посуды: Сборник / Под ред. А. В. Филиппова; Гос. акад. искусствознания. Сектор пространственных искусств. – Москва; Ленинград: Изогиз, 1932. – С. 7–28.
Признавая образное тематическое оформление, сообщающее социальной функции бытовой вещи яркое агитационное значение, прогрессивным и актуальным, мы не можем обойти ещё одной категории попыток нового художественного оформления, тесно связанной с поисками новой рациональной, функционально оправданной формы. Мы имеем в виду пример дорофеевского сервиза (см. иллюстр. 98). Не входя здесь в оценку конструкции, мы рассмотрим данное художественное решение с точки зрения принципиальных установок.
Живописными средствами, точнее, цветом, художник подчёркивает своеобразие конструктивных (технических) особенностей данной формы, продуманной, с точки зрения целесообразности, и в этом смысле искания Дорофеева прогрессивны.
Найдя эффектное, броское в массовой аудитории, полнозвучное цветовое решение, художник тем не менее остался исключительно в плане формалистических задач; художник не сумел найти такого выражения идеи в образах, которое должно определить советскую художественную продукцию. Показательно, что данный сервиз пользуется успехом в Америке.
С точки зрения организации коллективного быта пролетариата аналогичное решение не будет иметь в наших условиях нужного нам яркого социально-действенного эффекта. Таким образом, данный образец мы могли демонстрировать как поучительный пример органического слияния конструктивных и живописных задач, но лишённый правильной идеологической целеустремленности, что его и обесценило в наших условиях.
Борясь со старыми художественными методами – идеализма, субъективизма, абстракции, пассивного украшательства, реакционной романтики,– разоружающими пролетариат, пролетарский художник должен стремиться к выработке и в «малых формах» социально-действенного оформления, выражающего мировоззрение пролетариата в художественных образах в соответствии с новыми социально-бытовыми комплексами (клуб, общественная столовая, детский сад и т.д.). При этом он должен учитывать механические способы воспроизведения уже в процессе работы над рисунком.
Механические способы воспроизведения (рисунки) на фарфоровых фабриках ещё не имеют ведущего значения. Аэрограф, в некоторой части печать и декалькомания исчерпывают возможности механизации художественного оформления. Новые художники, которые, как было указано, вносят прогрессивное начало на фабрики, сами недооценивают механических способов той системы передачи рисунка, которая должна стать в массовом производстве диктующей. В большинстве они создают свои рисунки без чёткой установки на механическое воспроизведение. Их сложные композиции пропадают, когда проходят сквозь механические процессы (аэрограф). В этом большой порок искусства молодых художников. Следует подчеркнуть, что качество художественной продукции молодёжи не всегда находится на должной высоте. Это даёт возможность старым производственникам указывать на художников прошлого, которые, не в пример молодым, умеют учесть сложный комплекс производственно-технических и экономических предпосылок, увязывая их с известным формальным мастерством. Ясно, что выходя на борьбу за пролетарское мировоззрение, за новые художественные методы, молодёжь должна вести большую работу над овладением своим ремеслом, учитывая своеобразие технических и экономических требований своего производства.
Имея установку на идеологическую насыщенность своего искусства, на чёткое осознание новой, социальной роли массовой продукции, художники должны руководствоваться в выборе подходящей сюжетики проработанными тематическими планами, которые охватывали бы широкую систему образов, выдвигали бы актуальную тематику, давали бы правильную политическую установку.
Кроме того, необходимо дифференцировать своего потребителя. Должна быть разница и в тематике, и в характере трактовки в отношении разных социальных категорий, и в отношении групп, обладающих разной степенью культурного развития. Для перестраивающейся деревни, для детских групп, для отсталых национальностей и, в частности, для советского Востока вопрос образного выражения идеи должен быть поставлен во всей полноте. Проблема национального искусства, проблема советского Востока, как её часть, не может решаться по-прежнему. «Надо дать национальным культурам развиться и развернуться, выявив свои потенции, чтобы создать условия для слияния их в одну общую социалистическую (и по форме и по содержанию) культуру... В этом именно и состоит диалектичность ленинской постановки вопроса о национальной культуре» (Итоги XVI съезда ВКП(б), «Прибой», 1930 г., стр. 217). Отсюда ясно, что проблема восточного советского рынка должна быть пересмотрена. Пора изжить представление о Востоке как о монолитной и феодальной социальной категории, развивающейся под знаком мусульманства.
Таким образом, задача состоит в том, чтобы овладеть процессом перестройки культуры Востока в культуру социалистическую по содержанию и национальную по форме, стимулируя в современности победу именно этого нового Востока.
Ясно, что при такой установке на активную перестройку быта на новых началах прежние методы слепого приспособленческого воспроизведения восточной экзотики, имеющей многовековую давность, не выдерживают критики. Вместе с тем необходимо чёткое изучение тех своеобразных социальных и художественных процессов перестройки в самих национальных республиках, которые вызваны Октябрьской революцией. Таких попыток изучения национальных особенностей мы не обнаруживаем в стекольно-керамической продукции центра.
Местная кустарная промышленность на свой страх решает вопрос сплошь и рядом поверхностно и наивно: так, напр.., в орнаменте узбекистанских блюд бутон «советского» хлопка вытесняет собой традиционный бутон розы и персидскую пальметту. Несомненно, что эта наивная «советизация» орнаментики не затрагивает самого существа старых методов оформления; она только подчёркивает, что кустарная промышленность, опирающаяся на древнейшую традицию, осознала необходимость обновления, тогда как центр остался в пределах нетронутых старых трафаретов.
В отношении крестьянского потребителя вопрос стоит не менее сложно: в реконструктивный период на базе новой экономики складываются новые социальные отношения в деревне. Мы ориентируемся уже не на мелкого товарного производителя, а на ведущий сектор коллективизированной деревни, который требует новых бытовых форм и новых художественно-идеологических решений. Задача заключается в том, чтобы за индивидуальным видеть социальное, чтобы в противовес старой мелкобуржуазной идеологии в искусстве для деревни выражать черты идеологии пролетарской, способствуя средствами искусства, укреплению новых, революционизирующих сознание и быт элементов. Само собой разумеется, что наша продукция для совхозов и колхозов требует коренной реконструкции по существу.
В заключение следует остановиться на одной категории попыток приспособиться к вкусам потребителя. Существует тенденция предлагать рабочим крупных индустриальных центров исключительно индустриальные темы и иногда в чрезвычайно узком и абстрактном понимании. Так. напр. в посуде мы имеем орнаментику из шестерён, рубанков, напильников. Рабочий, конечно, отвернётся от такой убогой «индустриализации». Молодой класс, перед которым развёртываются неограниченные возможности охвата действительности во всей сложности и полноте, искусственно замыкается художником в узкую сферу инструментальной символики, которая фетишизируется именно им, интеллигентом, оторванным от производства. Искусство обращается к мыслям и чувствам человека, и, конечно, не шестернёй и молотком, вырванными из всей сферы социальных отношений. Искусство взволнует и вооружит пролетариат. Именно этому потребителю мы должны нести посредством массовой художественной промышленности больше свежих, бодрящих эмоций, ярких, радостных цветовых сочетаний, бодрых и свежих тем из неисчерпаемого богатства нашей великой социалистической стройки.
Возвращаясь к исходным положениям нашего предисловия, мы скажем: реконструктивный период раскрывает перед художником-производственником широчайшие перспективы. Возможность художникам фарфорового производства включиться в ряды строителей пролетарской культуры будет обеспечена, если они сумеют насытить своё искусство, пролетарской идеологией и поднимут своё мастерство на уровень современной техники. Проверять свои художественные методы на широких коллективах передовой рабочей общественности – необходимое условие нащупывания верного направления. Первые шаги сделаны, и мы приветствуем новых художников в их борьбе с реакционным наследием, в их стремлении включить отсталый участок промышленности в общий фронт социалистического строительства.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив