Вместе с экспертом расскажем о неочевидных причинах этого явления и методах решения проблемы.
«Фу, я это не буду…» - это один из самых безобидных вариантов отказа ребенка от той пищи, которая ему не нравится. Но ведь есть дети, у которых при виде новой еды возникает рвота еще до того, как они успели что-то сказать. Психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» Виктория Ефимова рассказала в чем может быть причина пищевой избирательности.
У проблем с пищевым поведением чаще всего есть огромные корни, которыми могут заниматься различные специалисты. Если ребенок соглашается есть только 2-3 продукта, то начинать разбираться нужно не с нутрициолога, а с консультаций следующих специалистов:
- Педиатр;
- Гастроэнтеролог;
- ЛОР;
- Стоматолог.
Избирательность в еде может быть вызвана рефлюксом, аденоидами, зубной болью. Педиатр может назначить необходимые анализы крови и мочи, чтобы исключить непереносимость определенных групп продуктов. Но часто бывает так, что ребенка обследовали, но ничего не нашли.
Остаются еще две области, которые могут влиять на пищевое поведение ребенка:
- Особенности работы мозга;
- Стратегии родителей.
Обсудим в этой статье только эти две области, потому что они тесно связаны между собой и играют важную роль.
Развитие пищевого поведения начинается еще внутриутробно. Ребенок до рождения совершает сосательные движения, заглатывает амниотическую жидкость и может ощущать ее запах и вкус, которые зависят от того, что ела мама.
Сосательные и глотательные движения и их ритмичность регулируются важной структурой мозга – мозговым стволом. Именно ствол должен достигнуть максимальной функциональной зрелости к моменту рождения малыша. Кора мозга будет еще много лет развиваться.
У ствола мозга есть еще одна важная функция: через него в кору в мозга попадает почти вся информация от органов чувств – сенсорная информация. Именно в стволе мозга начинается важный процесс объединения сенсорной информации, которая поступает от тела и от внешнего мира – сенсорная интеграция.
Дети, у которых ствол мозга в результате гипоксии или других вредностей не достиг к моменту рождения необходимой функциональной зрелости, могут с младенческого возраста столкнуться с определенными трудностями, связанными с едой:
- Двигательными (плохо сосет, глотает, позже - плохо жует);
- Сенсорными (мозг реагирует на вкус или текстуру пищи, как на что-то опасное).
Если из-за дисфункций в работе ствола мозга ребенок не может справиться с едой во рту, его мозг включает «сигнал тревоги» - еда – это опасно, ей можно подавиться и задохнуться. В этом случае ребенок бессознательно старается ограничиваться маленьким списком продуктов, которые ему кажутся знакомыми и безопасными. Это не капризы, а сигнал SOS, который отправляет родителям нервная система ребенка.
Что чаще всего делают родители? Ничего не подозревая о том, что еде кажется ребенку источником опасности, она пытаются всеми правдами и неправдами заставить ребенка есть. В ход обычно идут следующие приемы:
- Отвлечение (мультики);
- Манипуляции («сначала овощи, потом конфета» или «съешь ложечку за маму»);
- Насильственное кормление.
Все эти приемы становятся основой нарушений пищевого поведения, как у детей без отклонений в работе нервной системы, так и у детей с неврологическими нарушениями.
Что делать родителям, если вам кажется, что ребенок почти ничего не ест?
- Подробно записывайте в течении недели, что ел и пил ребенок. Возможно вы выясните, что в рационе слишком много сладкого. Особенно внимательно проанализируйте количество сладких напитков. Сократите количество сладкого, дайте ребенку возможность проголодаться.
- Исключите все варианты принуждения и манипуляций во время еды. Если ребенок не хочет есть, он может выйти из-за стола. Но не разрешайте «кусочничать» между приемами пищи.
- Если ребенок теряет вес – обратитесь к специалисту по нарушениям пищевого поведения.
- Организуйте тактильный контакт ребенка с пищей.
Остановимся на последнем пункте. Предположим, ребенок отказывается пробовать новую еду, потому что его мозг по какой-то причине считает ее опасной. Важно поменять ассоциации с едой и дать ребенку опыт безопасного взаимодействия с ней. Но для начала это должно быть взаимодействием с помощью рук. Согласитесь, вы тоже не будете есть то, к чему противно прикоснуться.
Как организовать тактильный контакт ребенка с едой? В зависимости от возраста ребенка могут быть варианты:
- Устраивайте тактильные игры с продуктами вне еды. Разрешите ребенку мять, давить, размазывать по столу или разделочной доске продукты различной текстуры. Здесь вам могут пригодиться пресс для чеснока, яйцерезка, механическая мясорубка.
- Пусть ребенок видит, как вы готовите пищу. Для этого можно организовать место для игр ребенка на кухне
- Готовьте вместе с ребенком, поручая ему простые действия с продуктами.
Так как все, что связано с пищей, может вызывать у ребенка тревогу, не торопитесь, не ждите быстрых результатов и, что самое главное, не предлагайте ребенку пробовать новую еду. Нужно дождаться момента, когда он сам захочет попробовать. Если вы проявите терпение, этот момент обязательно наступит.
Иногда может даже сработать такой прием: помоги приготовить еду для меня, но пробовать ее нельзя. Можно только руками трогать.
Избирательность ребенка в еде не всегда вызвана неврологическими дисфункциями. Иногда вся проблема в том, что фастфуд и другие не самые полезные продукты находятся в доступе ребенка. Ребенок ест только чипсы? А кто их покупает?
Проблемы с пищевым поведением – очень сложная и многогранная проблема. Но ее решение во многом зависит от дисциплины родителей.
О двадцати продуктах и приправах, которые дети обязательно должны попробовать до 5 лет - читайте в статье на нашем сайте.