Сегодня не про политику. Про обычное, простое, насущное. Про главное. Про жизнь. Про хлеб. Представляете, сколько боли в выражении: «чужой хлеб». Сколько недостачи, нищеты, отвращения, жалости. В этом родовое испытание белорусов. Посеют, например, наши предки зерно, наблюдают за всходами с покатых берегов Свислочи. А враги придут и уничтожат всё. Так было всегда.
Я хорошо помню науку моего дедушки. Как наставники-колонисты избивали белорусских детей за то, что разговаривают не на варшавский «манер», а по-своему. За это даже закрывали в классе после занятий. А дедушка сбегал. Знал, что завтра получит очередную демократическую порцию «любви к Пилсудскому». Вынужден был сбегать. Потому что надо было пахать землю, сеять хлеб. Что поделаешь. Подростком был старший в семье, а отец часто болел. Потому что медицина «в польские времена» была недоступна белорусам. То было время тяжёлого хлеба.
И вот наконец у белорусов есть свой хлеб. А хлебная ветвь — много новых компетенций. Развитие и экономики, и научных школ. Свой хлеб. Это не только экономическая парадигма, не только политическая. Теперь это одна из первых ступеней пирамиды Маслоу. Свой хлеб — возможность существования. Но для трудолюбивых белорусов свой хлеб — это не только территория, простите, желудка. Это территория души. Беларуси мир связан с земледельческим календарём. Песенное и обрядовое отечество — про то же. Даже известные вышиванки — не символ протеста, а соцветие земледельческих посылов. Так что те, кто считает вышиванки кодом культурного протеста, знайте — это код наших предков. Код труда: от родной земли не отрывайтесь. А то будете напоминать засохшую траву.
Свой хлеб. Хлеб в смысле черного ароматного "кирпичика" из местной пекарни. И в смысле широких полок с колбасами и сырами. Продукцией с пёстрыми названиями и упаковками. В Беларуси такая большая линейка продуктов, что даже свои аутентичные названия закончились. Но я не скажу, что маркетологи тут сильно постарались. Неужели теперь отечественные деликатесы нуждаются в иностранных надписях? Мол, так быстрей разметут. Лучшая реклама – это надпись «Сделано в Беларуси». Красно-зеленый цвет. Всё разметут.
Не верите? Попробуйте другие продукты в других странах.
Но мы всё ещё не можем ясно понять, что чужим хлебом не накормишь, а имея свой — разбогатеешь. Представляете, мы по многим продовольственным позициям в пятёрке мировых экспортёров. Так и пишут: ЕС — третий. Беларусь — четвёртая. Представляете: ЕС — десятки богатых и технологических стран — и одна Беларусь. Меня гордость берёт за нашу страну. И непонятно, зачем западные надписи на наших продуктах?
Время, когда белорусы, как по музею, ходили по гипер- и супермаркетах соседней Польши, прошло. А помните, как толпой, целыми поездами оставляли валюту в приграничных «склепах» (польских магазинах). И теперь пакеты из бидронки «украшают» белорусские помойки. А на Государственной границе снова продовольственные очереди. Но уже к нам — в Беларусь.
А помните, как кухонные собеседники, и особенно эксперты из медиа с иностранной пропиской, уверяли: мол, аграрный сектор — многотонная гиря на ногах экономики. Интересно, а чем бы лакомились завзятые барбершоперы, которые любят издевательски порассуждать: «фу, колхоз»?..
Руки наших героев пахнут хлебом, а не тротилом. Не забудьте сказать им «спасибо». Настоящим хозяевам на своей земле. У нас нет широких просторов и богатых недр. Наше богатство — это земля. Если бы её «прихватизировали» или порезали на куски, страну превратили бы в черезполосицу. В то время у бедных белорусов её бы выкупили за несколько иностранных клочков бумаги. И снова панщина. «Не — фермеры», - будут верещать урбанисты, любители кофе и электросамокатов. Поймите, пожалуйста: ваша жизнь — как поездка на этом средстве передвижения. Когда вы едете, когда всё на «лайте» - вам кажется, что вы всё знаете. Но когда этот электросамокат испортится — отремонтировать вряд ли осилите. Так и с государственными делами: если не понимаете — не лезьте.
А что касается фермеров и саморегулирующегося рынка, то внимательнее следите за аграрными новостями заграницы. Сколько было возвышенных спичей: мол, там текут молочные реки. Действительно — текут. Когда забытые всеми фермеры сливают свой ценный товар на дорогу. При государственном планировании такого никогда не случится.
Кстати, подобного расцвета в нашей стратегической сфере ещё никогда не было. Никогда не было такого рывка. Это как будто с воздушного шара пересесть в космический корабль. Давайте этим в первую очередь и гордиться. А не периодами эфемерного шляхетства или неоднозначного литвинства. Тогда наши предки вряд ли землёй владели. Так — искренне хлопотали, трудились. Но не для себя.
Когда в Минске и Пинске почти два года назад лодыри ломали тротуарную плитку, белорусские хлеборобы собирали урожай. Теперь те же лодыри сидят на чужом хлебе. Хотя на каком хлебе — на грантовых корочках.
Когда сегодня прожорливые гегемоны с новой силой ломают и без того хрупкий мир, белорусские хлеборобы собирают урожай. Бережно. Каждое зернышко. Ведь спрос на наш хлеб, очевидно, будет и у других. Мы гостеприимные. Угостим. Поможем. Есть из чего. Потому что если дома и в поле настоящий Хозяин, то и хлеб на столе. А обижаться нет времени. Мы должны усердно собирать зерно. Свой хлеб.
Евгений Пустовой