Найти тему
Сосмыслом

Все тайны фарфора: экскурсия на фарфоровый завод в Ликино-Дулёво.

Мы каждый день пьём из чайных чашек, едим из тарелок и мисок, мало задумываясь над тем, как производится столовая посуда, кто готовил фарфоровую массу, формировал предметы, разрабатывал орнамент и расписывал чашки и блюдца. Нам важен результат – красивая кружка, из которой приятно или забавно пить, прозрачная чашка, модный декор столовых, чайных и кофейных сервизов и наборов.

Но каждое производство в техническую и технологическую эпоху весьма замысловато, таит в себе тайны, в которые интересно проникнуть, или хотя бы понаблюдать. Поэтому так популярны экскурсии на производство, хоть серьёзное промышленное, хоть пищевое или товаров потребления.

В нашем учебном заведении готовят дизайнеров и конструкторов одежды, т.е. людей творческих профессий, поэтому экскурсия на фарфоровый завод в Ликино-Дулёво и музей русского платка и шали в Павловском Посаде стали нужным дополнением для развития художественной фантазии будущих специалистов.

В этой статье я расскажу об экскурсии на фарфоровое производство. А дальше подготовлю статью о посещении мастер-класса по росписи тарелок и фирменного магазина готового фарфора. А дальше – уже про Павловский Посад. Так что не пропускайте интересный материал.

Мы выезжали из Королёва Московской области до Ликино-Дулёва, который входит в Орехово-Зуевский округ Подмосковья, нам было два часа езды на большом экскурсионном автобусе. Как добраться самостоятельно на общественном транспорте? Смотрели в Интернете - это нужно ехать на электричке из Москвы до Орехово-Зуева, а там сесть на местный автобус, до Ликино прямого железнодорожного сообщения нет.

Основатель фарфорового производства – знаменитый предприниматель Матвей Сидорович Кузнецов, памятник которому стоит перед заводом.

Памятник Кузнецову возле главного заводского корпуса. В руке у него - фарфоровая чашка, рядом на столике - ваза. Фото здесь и дальше - авторские.
Памятник Кузнецову возле главного заводского корпуса. В руке у него - фарфоровая чашка, рядом на столике - ваза. Фото здесь и дальше - авторские.

Залежи необходимой в этом деле белой глины были в окрестностях деревни Ликино, что и повлияло на строительство здесь заводских корпусов и рабочей слободки. Кузнецовский фарфор для России девятнадцатого века был одним из самых известных. И ещё потому, что здесь производили не только дорогие сервизы для имущих слоёв населения, но и недорогую посуду массового спроса.

Как видите по надписи, производство фарфора в Ликино начинается с 1832 года.
Как видите по надписи, производство фарфора в Ликино начинается с 1832 года.

Сейчас предприятие, которое на заре Советской власти было национализировано и благополучно просуществовало до развала Советского Союза, является частным. Но старые корпуса в большей своей части сохранились как производственные, обошлись без сдачи больших площадей под разные конторы и магазины, что обычно и происходило с начало 90-х годов. Некоторые корпуса хорошо отремонтированы, особенно их парадные фасады, но внутри заводских дворов лоска уже не наблюдается.

Это фасады зданий со стороны улицы
Это фасады зданий со стороны улицы
Ну а это уже изнанка старого корпуса
Ну а это уже изнанка старого корпуса

Наша экскурсионная группа была большая, почти 40 человек, поэтому нас разделили ещё в автобусе на две части: пока одни ходили на производство, другие включились в творческий процесс росписи тарелок. Наша группа сначала была на мастер-классе. Но свой рассказ лучше начну с производства, т.е. главного. Но так как мы немного задержались в дороге, то на собственно производство нашей группе оставалось меньше времени, чем обычно рассчитано, мастера собирались в 12 часов на обед, поэтому проход по цехам был быстрым. Ну ладно, главное мы увидели.

Сбор нашей группы возле основного производственного корпуса
Сбор нашей группы возле основного производственного корпуса

Фотографии ниже покажут основные производственные процессы в рождении фарфоровых изделий, но что хочу заметить. Завод есть завод: здесь много всяких машин, технологические линии, печи обжига, идущие внизу и вверху провода, стеллажи с разнообразной продукцией – всё это кажется порой каким-то нагромождением не понять чего. Здесь всё серо из-за цвета машин, сырых заготовок, фарфоровой массы, пока она ещё не расписана, жарко от пылающих печей и очень шумно от работающих агрегатов (экскурсовод вынужден говорить в микрофон). Работники цехов, а это преимущественно женщины, выполняют, в основном, монотонную работу, часто стоя всю смену на ногах.

Хотя на первом этаже есть кафе, куда, в принципе может зайти каждый, работники в 12 часов расползлись по закуткам для перекуса, поближе к открытым окнам (в этот день на улице было 26 градусов жары). После увиденного наши студенты, кажется, поняли важность получения образования, чтобы не стоять на ногах, перекладывая посуду с ленты на стеллажи, или кидая фарфоровую массу под пресс, а хотя бы сидя расписывать красивую посуду в тихом помещении без шума и грохота. Хотя бы для этого, наверное, полезно водить студентов и школьников на производственные экскурсии для выбора своего будущего и карьеры.

Ну это так, к слову пришлось. Вернёмся к производству.

В отдельном корпусе готовится фарфоровая масса. Для производства изделий она должна быть гибкой, мягкой, пригодной к лепке, т.е. пластичной.

Мы пробуем фарфоровую лепёшку на ощупь
Мы пробуем фарфоровую лепёшку на ощупь

Потом она попадает к работникам, которые механически отмеренные куски вручную кладут на болванку нужного изделия. На фото ниже – это тарелки. Затем пресс прижимает массу к болванке и получается готовая форма. Подготовленные таким образом изделия складываются в стопки, потом их разместят на мобильных стеллажах и повезут на обжиг. Первый этап закончен.

Видите -работница кладёт отмеренный кусок массы, кладёт его на болванку и отправляет под пресс. Остатки массы летят в чан
Видите -работница кладёт отмеренный кусок массы, кладёт его на болванку и отправляет под пресс. Остатки массы летят в чан

Здесь уже стопка подготовленных заготовок тарелок
Здесь уже стопка подготовленных заготовок тарелок
-9

Но не всю посуду готовят именно так. Сложные и более крупные изделия: вазы, супницы, чайники и проч. готовят в разъёмных формах, как на этом снимке – здесь форма для крупного чайника (или заварника).

-10

Ещё один способ для готовки объёмных изделий – в специальных агрегатах, в которые закладываются шестилапыми конструкциями куски фарфоровой массы, и получаются уже, как на этих фото, готовые чашечки: пиалки, миски, бульонницы, салатники и проч.

На переднем плане - та самая конструкция, "лапы" которой вставляются в куски глины и отправляются на формовку. Мастер на фото выглаживает стенки готовых чашечек.
На переднем плане - та самая конструкция, "лапы" которой вставляются в куски глины и отправляются на формовку. Мастер на фото выглаживает стенки готовых чашечек.
Ещё один способ формирования изделия: тут, похоже, керамические горшки. Кусок массы закладывается в ложе и буквально высверливается нужная форма. Ошмётки от изделия вручную кидаются работницами в чан и потом опять идут в производство.
Ещё один способ формирования изделия: тут, похоже, керамические горшки. Кусок массы закладывается в ложе и буквально высверливается нужная форма. Ошмётки от изделия вручную кидаются работницами в чан и потом опять идут в производство.

Всего фарфор обжигают, если ничего не перепутала, несколько раз. Первый раз – после формовки изделия, второй – после глазуровки, и затем - после росписи для закрепления красок.

Первый обжиг
Первый обжиг

После первого обжига – покрытие белой глазурью. Посуда едет на ленте, потом специальный агрегат как бы присасывается к ней своими «лапами» и окунает в жидкую глазурную массу. Затем отцепляет снова на ленту, откуда работники снимают и складывают на стеллажи.

Глазуровка. Видите - на трёх больших штырях уже присосаны тарелки. Внизу - жидкая глазурь, куда их окунут, потом штыри едут дальше, и с них снимают готовые тарелки. Справа - по ленте подъезжают тарелки для глазуровки.
Глазуровка. Видите - на трёх больших штырях уже присосаны тарелки. Внизу - жидкая глазурь, куда их окунут, потом штыри едут дальше, и с них снимают готовые тарелки. Справа - по ленте подъезжают тарелки для глазуровки.

Каждый стеллаж с партией посуды маркируется по виду изделия.

Сохнущие после глазуровки изделия
Сохнущие после глазуровки изделия

И завершающая операция – закрепление глазури в муфельной печи, от которой идёт такой жар, что, слушая пояснение экскурсовода, приходилось стоять подальше от печи. Понятное дело, что обжиг автоматизирован, и мастер, отвечающий за это, находится на расстоянии от печи.

А теперь их обжиг в муфельной печи. Даже виден красный отсвет пламени внутри
А теперь их обжиг в муфельной печи. Даже виден красный отсвет пламени внутри
-17

Затем – сушка и декорирование. Причём декор посуды может быть как ручным, так и с перенесением переводных картинок. Расписная посуда, понятное дело, более дорогая, чем с готовыми картинками.

Ручная роспись фарфора
Ручная роспись фарфора

Те, кто расписывают, называются живописцами, а те, кто разрабатывает рисунки для росписи и готовых картинок – художники. Художники сидят в отдельном административном корпусе, это «белая кость» завода, а живописцы находятся здесь же, в производственном корпусе, рядом с производственными цехами и копируют подготовленные рисунки.

На переднем плане - уже готовые статуэтки.
На переднем плане - уже готовые статуэтки.

Наклейка переводных картинок – занятие, как оказалось, непростое. Требуется точность в размещении намоченной в воде картинки, сдвинуть её уже потом не получится. Но движения работниц были очень быстры и точны, что кажется, что ничего сложного в этом нет. Но видимость обманчива.

Это участок декорирования посуды переводными картинками
Это участок декорирования посуды переводными картинками
На переднем плане картинки, а дальше - чашки с ними
На переднем плане картинки, а дальше - чашки с ними

Вообще брака всё же получается, как кажется, немало. Повсюду в цехах мы видели отставленные в сторону чашки-плошки, может, треснувшие, или неаккуратно декорированные. Экскурсовод сказала, что ничего не пропадает, всё идёт обратно в дело. Но, видно не всё, готовую керамику уже ведь не расплавишь обратно. Многие растения, которыми работники пытаются украсить свои рабочие места, посажены в белую керамику, в том числе и в роскошные вазоны, по виду напоминающие супницы.

Отдельно проводится операция по золочению чашек и тарелок, этим занимаются другие мастера. На специальном крутящемся круге вращается изделие, и мастер быстро наносит золотой краской ободок по верху чашки или краю тарелки.

Работницы нет, уже ушла на обед, но видно рабочее место для золочения: слева - это вращающийся круг. На широкой полке ждущая золочения посуда, а за нею стопками уже готовые чашечки.
Работницы нет, уже ушла на обед, но видно рабочее место для золочения: слева - это вращающийся круг. На широкой полке ждущая золочения посуда, а за нею стопками уже готовые чашечки.

Конечно, современное производство в большой степени автоматизировано. Поэтому людей мы встретили на всём этом огромном пространстве не так много. В основном, они используются на участках, требующих подготовку операций, складывание готовой продукции, перемещение стеллажей с изделиями, нанесения декора.

Ну а как мы почувствовали себя художниками и живописцами, и что увидели в фирменном магазине завода – читайте в следующей статье, не пропустите.

Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.

Будем рады подписке на наш канал, можно и взаимно.

Еда
6,93 млн интересуются