Мы каждый день пьём из чайных чашек, едим из тарелок и мисок, мало задумываясь над тем, как производится столовая посуда, кто готовил фарфоровую массу, формировал предметы, разрабатывал орнамент и расписывал чашки и блюдца. Нам важен результат – красивая кружка, из которой приятно или забавно пить, прозрачная чашка, модный декор столовых, чайных и кофейных сервизов и наборов.
Но каждое производство в техническую и технологическую эпоху весьма замысловато, таит в себе тайны, в которые интересно проникнуть, или хотя бы понаблюдать. Поэтому так популярны экскурсии на производство, хоть серьёзное промышленное, хоть пищевое или товаров потребления.
В нашем учебном заведении готовят дизайнеров и конструкторов одежды, т.е. людей творческих профессий, поэтому экскурсия на фарфоровый завод в Ликино-Дулёво и музей русского платка и шали в Павловском Посаде стали нужным дополнением для развития художественной фантазии будущих специалистов.
В этой статье я расскажу об экскурсии на фарфоровое производство. А дальше подготовлю статью о посещении мастер-класса по росписи тарелок и фирменного магазина готового фарфора. А дальше – уже про Павловский Посад. Так что не пропускайте интересный материал.
Мы выезжали из Королёва Московской области до Ликино-Дулёва, который входит в Орехово-Зуевский округ Подмосковья, нам было два часа езды на большом экскурсионном автобусе. Как добраться самостоятельно на общественном транспорте? Смотрели в Интернете - это нужно ехать на электричке из Москвы до Орехово-Зуева, а там сесть на местный автобус, до Ликино прямого железнодорожного сообщения нет.
Основатель фарфорового производства – знаменитый предприниматель Матвей Сидорович Кузнецов, памятник которому стоит перед заводом.
Залежи необходимой в этом деле белой глины были в окрестностях деревни Ликино, что и повлияло на строительство здесь заводских корпусов и рабочей слободки. Кузнецовский фарфор для России девятнадцатого века был одним из самых известных. И ещё потому, что здесь производили не только дорогие сервизы для имущих слоёв населения, но и недорогую посуду массового спроса.
Сейчас предприятие, которое на заре Советской власти было национализировано и благополучно просуществовало до развала Советского Союза, является частным. Но старые корпуса в большей своей части сохранились как производственные, обошлись без сдачи больших площадей под разные конторы и магазины, что обычно и происходило с начало 90-х годов. Некоторые корпуса хорошо отремонтированы, особенно их парадные фасады, но внутри заводских дворов лоска уже не наблюдается.
Наша экскурсионная группа была большая, почти 40 человек, поэтому нас разделили ещё в автобусе на две части: пока одни ходили на производство, другие включились в творческий процесс росписи тарелок. Наша группа сначала была на мастер-классе. Но свой рассказ лучше начну с производства, т.е. главного. Но так как мы немного задержались в дороге, то на собственно производство нашей группе оставалось меньше времени, чем обычно рассчитано, мастера собирались в 12 часов на обед, поэтому проход по цехам был быстрым. Ну ладно, главное мы увидели.
Фотографии ниже покажут основные производственные процессы в рождении фарфоровых изделий, но что хочу заметить. Завод есть завод: здесь много всяких машин, технологические линии, печи обжига, идущие внизу и вверху провода, стеллажи с разнообразной продукцией – всё это кажется порой каким-то нагромождением не понять чего. Здесь всё серо из-за цвета машин, сырых заготовок, фарфоровой массы, пока она ещё не расписана, жарко от пылающих печей и очень шумно от работающих агрегатов (экскурсовод вынужден говорить в микрофон). Работники цехов, а это преимущественно женщины, выполняют, в основном, монотонную работу, часто стоя всю смену на ногах.
Хотя на первом этаже есть кафе, куда, в принципе может зайти каждый, работники в 12 часов расползлись по закуткам для перекуса, поближе к открытым окнам (в этот день на улице было 26 градусов жары). После увиденного наши студенты, кажется, поняли важность получения образования, чтобы не стоять на ногах, перекладывая посуду с ленты на стеллажи, или кидая фарфоровую массу под пресс, а хотя бы сидя расписывать красивую посуду в тихом помещении без шума и грохота. Хотя бы для этого, наверное, полезно водить студентов и школьников на производственные экскурсии для выбора своего будущего и карьеры.
Ну это так, к слову пришлось. Вернёмся к производству.
В отдельном корпусе готовится фарфоровая масса. Для производства изделий она должна быть гибкой, мягкой, пригодной к лепке, т.е. пластичной.
Потом она попадает к работникам, которые механически отмеренные куски вручную кладут на болванку нужного изделия. На фото ниже – это тарелки. Затем пресс прижимает массу к болванке и получается готовая форма. Подготовленные таким образом изделия складываются в стопки, потом их разместят на мобильных стеллажах и повезут на обжиг. Первый этап закончен.
Но не всю посуду готовят именно так. Сложные и более крупные изделия: вазы, супницы, чайники и проч. готовят в разъёмных формах, как на этом снимке – здесь форма для крупного чайника (или заварника).
Ещё один способ для готовки объёмных изделий – в специальных агрегатах, в которые закладываются шестилапыми конструкциями куски фарфоровой массы, и получаются уже, как на этих фото, готовые чашечки: пиалки, миски, бульонницы, салатники и проч.
Всего фарфор обжигают, если ничего не перепутала, несколько раз. Первый раз – после формовки изделия, второй – после глазуровки, и затем - после росписи для закрепления красок.
После первого обжига – покрытие белой глазурью. Посуда едет на ленте, потом специальный агрегат как бы присасывается к ней своими «лапами» и окунает в жидкую глазурную массу. Затем отцепляет снова на ленту, откуда работники снимают и складывают на стеллажи.
Каждый стеллаж с партией посуды маркируется по виду изделия.
И завершающая операция – закрепление глазури в муфельной печи, от которой идёт такой жар, что, слушая пояснение экскурсовода, приходилось стоять подальше от печи. Понятное дело, что обжиг автоматизирован, и мастер, отвечающий за это, находится на расстоянии от печи.
Затем – сушка и декорирование. Причём декор посуды может быть как ручным, так и с перенесением переводных картинок. Расписная посуда, понятное дело, более дорогая, чем с готовыми картинками.
Те, кто расписывают, называются живописцами, а те, кто разрабатывает рисунки для росписи и готовых картинок – художники. Художники сидят в отдельном административном корпусе, это «белая кость» завода, а живописцы находятся здесь же, в производственном корпусе, рядом с производственными цехами и копируют подготовленные рисунки.
Наклейка переводных картинок – занятие, как оказалось, непростое. Требуется точность в размещении намоченной в воде картинки, сдвинуть её уже потом не получится. Но движения работниц были очень быстры и точны, что кажется, что ничего сложного в этом нет. Но видимость обманчива.
Вообще брака всё же получается, как кажется, немало. Повсюду в цехах мы видели отставленные в сторону чашки-плошки, может, треснувшие, или неаккуратно декорированные. Экскурсовод сказала, что ничего не пропадает, всё идёт обратно в дело. Но, видно не всё, готовую керамику уже ведь не расплавишь обратно. Многие растения, которыми работники пытаются украсить свои рабочие места, посажены в белую керамику, в том числе и в роскошные вазоны, по виду напоминающие супницы.
Отдельно проводится операция по золочению чашек и тарелок, этим занимаются другие мастера. На специальном крутящемся круге вращается изделие, и мастер быстро наносит золотой краской ободок по верху чашки или краю тарелки.
Конечно, современное производство в большой степени автоматизировано. Поэтому людей мы встретили на всём этом огромном пространстве не так много. В основном, они используются на участках, требующих подготовку операций, складывание готовой продукции, перемещение стеллажей с изделиями, нанесения декора.
Ну а как мы почувствовали себя художниками и живописцами, и что увидели в фирменном магазине завода – читайте в следующей статье, не пропустите.
Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.
Будем рады подписке на наш канал, можно и взаимно.