Моя любимая шутка про суицид - это: чем больше самоубийц, тем меньше самоубийц.
В апреле 2015-го года жители Чикаго узнали из СМИ, что шеф-повар ресторана Moto по имени Омаро Канту, увы, покончил с собой. Циничный человек тут же предположил бы, что, скорее всего, кто-то в его ресторане заказал замечательное кофе капучино с корицей погорячее, и закон чести велел.
Владельцы и инвесторы ресторана, кстати, вот же умора, попытались работать и дальше без шефа-основателя, но вскоре даже им стало понятно, что... эта... не получается. Потому ресторан навсегда закрыл двери уже в январе следующего года.
А известно это заведение было, помимо прочего, оригинальным решением шефа в рассуждении столовых приборов - их ручки были сделаны из ароматных растений, что позволяло усиливать общее впечатление от трапезы.
Это дополнительный аргумент в пользу тезиса, что сейчас самые прогрессивные заведения работают над тем, что называется "эмпирической трапезой": всё, что вне тарелки. Предполагается, что содержимое тарелки превосходно априори, безусловно, по умолчанию; а вот обстановка, музыка, запахи, etc. - вот в этих аспектах сейчас соревнуются лучшие шеф-повара, удивлять принято уже скорее в этих вещах.
И вот покойный шеф Омаро Канту как раз работал в ароматическом направлении, что весьма и весьма перспективно, поскольку запах гораздо важнее для общего впечатления от еды в ресторане, чем принято считать.
В связи с этим я расскажу вам про один забавный перформанс. Возможно, вы не слышали об этом, но в 2013-м году две американские художницы проехали на своём фудтраке от Филадельфии до Нью-Йорка. Карты показывают, что это приблизительно 150 километров.
- На случай, если кто не понимает, что такое фудтрак - посмотрите фильм "Шеф на колёсах"; только предварительно хорошо поешьте.
Недаром ведь у казанского поэта-инкогнито есть знаменитое четверостишие:
В самом западном из городов Востока
на площади стоит веган фудтрак,
во сколько раз еда вкусней, во столько
же доступнее для местных, для утрак*
*"оседлый" с татарского
В этом фудтраке они подавали некий растительный белок, но покупателям, помимо еды, выдавалось некое подобие медицинской дыхательной маски, но с дополнительной "веткой", на конце которой находилась приплюснутая капсула. Эта конструкция не мешала есть, но когда человек надевал её, капсула оказывалась прямо у правой ноздри. Внутри капсулы был шарик с искусственным запахом: шоколада, трески или арахисового масла - на выбор.
Выглядело вот так:
И вот человек начинал рәхәтләнеп есть растительный белок с водорослями, а в это же время в нос ему сообщался запах, скажем, трески. Дальше, думаю, не нужно пояснять. Напомню только, что это был именно перформанс от художниц, а не гастроужин от шефа, поэтому не было такого, что люди, такие, вау, как натурально, прям точь-в-точь как будто ешь треску.
Натурально как вы играете. И царь у вас такой типичный... на нашего Буншу похож.
Но в целом, в целом - трюк сработал. Стало понятно, что если над этим поработать, если поработать над подачей, отточить вкусовые нюансы, усилить ароматику - обмануть... можно, можно.
Перформанс, к слову, был посвящён грядущим экологическим проблемам, из-за которых мы уже не сможем наслаждаться настоящей треской, потому как вся вымрет, и будем вынуждены мультисенсорно обманывать себя.