Предмет: Мир природы и человека
Тема: Овощи и фрукты
Цель: создать условия для закрепления понятий «овощи» и «фрукты», научиться классифицировать их.
Задачи урока:
образовательные: формировать знания об овощах и фруктах, учить сравнивать и различать плоды. Расширять кругозор и словарь обучающихся;
коррекционно-развивающие:корригировать зрительное и тактильное восприятие и внимание на основе упражнений в узнавании и различении овощей и фруктов;
воспитательные:воспитывать интерес к предмету, умение слушать и дополнять ответы одноклассников.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие гостей
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- Ребята, вы знаете, что улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбка делает человека добрым, внимательным, счастливым.
- Оказывается, с помощью улыбки человек может поздороваться. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте повернёмся к нашим гостям и улыбнемся им доброй улыбкой на лице, это и будет нашим приветствием.
- Повернитесь друг другу с улыбкой на лице и зарядитесь доброй энергией.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
Игра «Сообщение синоптиков»
-Назовите, какое сейчас время года?(Время года – зима)
- Сколько всего зимних месяцев? Давайте вместе назовём их.
- А какой сейчас месяц? (Декабрь – первый месяц зимы)
-Какая сегодня погода?(Ясная или пасмурная)
Подготовка к восприятию новой темы
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости на урок? (герой мультфильма «Смешарики»Копатыч)
- Копатыч просит нас помочь, но сначала нам нужно определить тему урока, для этого отгадать загадки.
Круглое, румяное,
Оно растет на ветке,
Любят его взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (Груша)
Растут на грядке зелёные ветки,
А на них – красные детки. (Помидор)
Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи
Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос. (Морковь)
- Кто знает, как можно другими словами назвать эти растения?(овощи и фрукты)
- А кто сможет выйти к доске и разделить фрукты и овощи? Прикрепи фрукты на левую часть доски, а овощи – на правую. Молодец.
Сообщение темы и цели урока
- Скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (об овощах и фруктах).
- Изучая эту тему, мы должны научиться различать овощи и фрукты, и узнать, где они растут. А также помочь узнать об этом Копатычу.
- Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Овощи и фрукты – это растения, которые употребляет человек в пищу. Они очень вкусные и полезные для нас.
А сейчас мы отправимся к нему в гости.
Физическая минутка
А для этого мы все дружно встанем, (дети встают из-за парт)
Наденем ботинки, затем шапочки (имитируют движения)
И пойдем спокойным шагом. (ходьба на месте)
А сейчас посмотрели, долго ли идти? (руку под козырек, смотрим вдаль)
Осталось немного, можно пробежаться. (Бег на месте)
Вот мы и на месте. (ходьба на месте. Дети садятся за парты)
Проблемная ситуация и её решение.
- Вот мы и пришли в гости к Копатычу. Посмотрите, какой у него огород и сад. Но он не знает, что должно расти в огороде, а что в саду.
- Скажите, чем отличается огород от сада? (в огороде сделаны грядки, теплицы)
- Правильно. А что растёт на грядках и в теплице? Вам нужно выбрать из предложенных нам растений.
Вывод: всё что растет на грядках и в теплице в огороде –это ОВОЩИ.
- Повторим ещё раз, где растут овощи? (в огороде)
- Назовите овощи, которые растут в нашем огороде: (редис, морковь, свекла,огурец, кабачок, помидор).
- Ребята, посмотрите, какие у меня есть геометрические фигуры. Кто может их назвать? (круг, овал, треугольник – вывешиваются на доске).
- Назовите, какие овощи круглой формы, какие овальной, а какие треугольной?
- Что можно приготовить из овощей? (Супы, рагу, солить, мариновать, заморозить на зиму, чтобы сохранилось больше витаминов)
- Теперь посмотрите на сад. Что растет в саду? (В саду растут кусты и плодовые деревья)
- Назовите, какие кусты и деревья растут в саду у Копатыча. (яблоня, груша) А какие плоды на них растут? (Яблоки и груши).
Вывод: всё, что растёт в саду – это ФРУКТЫ.
- Запомните, ребята, на деревьях и кустах растут ФРУКТЫ. Их выращивают в саду.
- Какие еще фрукты вы знаете (Дети называют)
- Снова обратимся к геометрическим фигурам. Давайте повторим их названия ещё раз (круг, овал, треугольник – вывешиваются на доске).
- Назовите, какие фрукты круглой формы, какие овальной, а какие треугольной?
- Какие они на вкус? (Сладкие, кислые, сочные)
- Что можно приготовить из фруктов? (компоты, варенье, заморозить или засушить)
- Копатыч предлагает проверить, как хорошо вы их знаете. И предлагает провести с вами одну игру.
Закрепление
Игра «Волшебный мешочек»
Обучающиеся выходят по очереди к доске, им завязывают глаза, они с закрытыми глазами вытягивают из мешочка овощи и фрукты, определяют их, размещают в саду или огороде. В мешочке натуральные фрукты и овощи(лук, огурец, помидор, морковь, картофель, яблоко, груша, банан, лимон, апельсин).
Вопросы для закрепления:
- Какой формы плод попался?
- Какой он на ощупь? (гладкий или шершавый)
- Какой на запах?
- Как называется?
- Где он растёт? (положить плод к картинке в сторону сада или огорода соответсвтенно)
Подведение итога.
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Назовите овощи.
- Назовите фрукты.
- Где растут овощи?
- Где растут фрукты?
- Расскажите сегодня родителям дома, о чем вы сегодня узнали на уроке.
- Все хорошо работали на уроке. Молодцы. Урок окончен. Можете идти на перемену.