Одно из моих любимых стихотворений у Блока. Вот знаете, нет ничего пошлее анализа. Особенно такого рода, как в школе заставляют делать. Да, наверное, есть всякие приемы стихосложения, смыслы, аллегории. Но делает ли это вас счастливее?)
Берут красивое законченное произведение и начинают его препарировать. Ну, действительно, а что хотел сказать автор? Это жизненно необходимо знать. Люди всегда хотели познать таинство стихосложения. Например, Гумилев создал "Цех поэтов". Он провозгласил, что стихотворение, мол - вещь и технологии его создания можно и нужно учиться.
Правда, нашлись и противники теории, например Северянин, ответивший:
Уж возникает «Цех поэтов»
(Куда безда́ри, как не в «цех»)!
У меня такое же мнение) Научиться? "Отнимать аромат у живого цветка", как сказал тот же Блок, нельзя научиться. Получится Франкенштейн, оболочка, лишь форма. Магии не случится.
В стихотворении "В ресторане" магия, определенно, есть. Несмотря на то, что в нем ищут разные символы и знаки, для меня это просто красивое, очень красивое стихотворение. По-моему, оно идеально подошло бы в качестве иллюстрации к какому-нибудь рассказу Бунина. И также, как Бунин - гений в коротких любовных рассказах в прозе, Блок гениален в стихах:
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
Для меня это стихотворение настолько цельное, что вот совсем не хочется раскладывать его на составные, сообщать, что по некоторым интерпретациям черная роза - это Прекрасная Дама, а золотое вино - вечность и гармония.
Думаю, если бы Блок хотел это сказать, он так бы и сказал. А это просто история. Красивая. Изысканная. Мимолетная. Эпизод, но какой! В нем прожита целая история. И стоит ли, право, лишать ее очарования филологическим разбором?
Буду рада вашим подпискам и лайкам. Елена