Потребление кофе в России и в мире с каждым годом только растёт. Кофе присутствует в каждом третьем чеке российских заведений общепита. По употреблению кофе россияне в настоящее время обогнали итальянцев и французов. Это ли не повод задуматься об открытии кофейни? К тому же небольшая кофейня — отличный и относительно недорогой способ для начинающего получить опыт в ресторанном бизнесе. Безусловно, это один из самых перспективных и относительно недорогих инструментов для инвестиции в коммерческую недвижимость.
Перед тем как открыть кофейню — первым делом продумайте все шаги:
1. Перед составлением бизнес-плана поймите для себя, собираетесь ли вы сами с нуля строить бизнес, либо купите франшизу.
2. Продумайте идею для вашего будущего заведения. Как будете позиционировать себя на рынке. Будет ли это просто «Кофе на вынос», Кафе-пекарня, либо кофейня-кондитерская.
3. Определитесь с районом где собираетесь работать. Изучите уровень конкуренции в этом районе, а так же контингент, целевую аудиторию. От этого может зависеть выбор профиля вашего заведения. При выборе места обратите внимание на следующие детали: пешеходный трафик, видимость с улицы, наличие подъездных путей.
Принято считать, что нормальный трафик для кофейни составляет 3% от общего потока. Оценку трафика стоит провести самостоятельно: так вы на собственном опыте лучше узнаете не только проходимость, но и свою ЦА, кто именно живёт в вашем районе, люди с каким достатком, какие у них интересы. Для этого нужно считать прохожих по 20 минут 3 раза в день: утром, днём и вечером, на протяжении 5-7 дней. При этом обращайте внимание, как себя люди ведут. О чём говорят, на чём ездят, в какие магазины и кафе заходят.
4. Составьте чёткий бизнес-план. Особенно в том случае, если это ваш первый бизнес. Сделать это нужно хотя бы для себя. В процессе его составления у вас, скорее всего, всплывёт множество вопросов и деталей, на которые стоит обратить внимание.
На этом этапе вам надо понимать, сколько хотите зарабатывать. Чистый доход от кофейни должен составлять не менее 30% от оборота.
5. Приступайте к выбору помещения для кофейни. Расходы на аренду помещения обычно составляют не менее 10% от товарооборота. Вы можете заняться поиском площади самостоятельно. А можно поручить это агентству, которое специализируется на подборе коммерческой недвижимости. У них в базе есть много вариантов на выбор. Комиссию агентствам обычно платит арендодатель, так что вы в этом случае не только сэкономите время, но и деньги.
6. Выберите организационно-правовую форму вашего предприятия (ИП, ООО) и зарегистрируйте его.
Вот пакет документов, который вам понадобится для открытия вашей кофейни:
- уведомление для Роспотребнадзора о начале работы заведения. Его можно отправить через портал «Госуслуги» или подать в МФЦ
- разрешение на установку рекламной конструкции, если планируете повесить вывеску. Его также можно подать через Госуслуги.
При регистрации предприятия укажите коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).
В зависимости от того, планируете ли вы размещать столики внутри или продавать кофе и еду с собой, вам подойдут коды из раздела 56.10 — «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», 56.30 — «Подача напитков» или 56.10.21 — «Деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием навынос».
Так же вам потребуется кассовый аппарат, который нужно зарегистрировать в налоговой. Будет необходимо встать на учёт в ПФР и ФСС, чтобы перечислять страховые взносы за сотрудников.
7. Выбор оборудования для кофейни. Его можно закупить или взять в аренду. В первую очередь это, разумеется, кофемашина, а так же холодильник и мебель. На кофемашине экономить не стоит. Лидеры в производстве кофейного оборудования — производители из Швейцарии и Италии. Кроме того, необходимо иметь ещё несколько кофемолок (в идеале — отдельную для каждого сорта кофе).
8. Составляем меню кофейни. Оно должно отвечать общей идее вашего заведения, быть в меру разнообразным, но не очень большим. И главное — должно заинтересовать вашего потенциального посетителя.
Меню кофейни обычно делится на 2 категории:
1) Напитки (кофейные напитки, чай, горячий шоколад, коктейли)
2) Дополнительные продукты (выпечка, десерты, холодные напитки).
9. Составляем маркетинговый план. Он должен отражать основные моменты:
1) Опишите портрет вашего покупателя. Это поможет выбрать рекламный посыл и подобрать наиболее эффективные рекламные каналы.
2) Выбираем рекламные каналы. На этом этапе вы уже знаете свою ЦА, а следовательно понимаете, какими сервисами она пользуется и где её искать. Это может быть реклама в тематических группах в соцсетях, раздача листовок в проходном месте, например у станции метро, либо эффектная вывеска.
3) Программа лояльности. Вытекает из предыдущего пункта. Чем вы можете «зацепить» свою ЦА? Пусть это будут скидочные карты, накопительные или «клубные».
10. Подбираем персонал. Опишите портрет своего идеального кандидата. Руководствуйтесь при этом точкой зрения не столько своей, сколько своего потенциального покупателя. Опишите как можно подробнее. И только после этого приступайте к поиску подходящей кандидатуры. Во избежание «текучки» продумайте заранее систему мотивации для персонала. Лучше всего подходит сдельно-премиальная оплата труда.
11. Возможные риски и как их избежать. Что стоит учесть при открытии кофейни:
1) Сезонность. В России кофе более популярен в холодное время года. Поэтому заранее подумайте над летним меню и над рекламной политикой в тёплое время года.
2) Конкуренты. Их действия сложно предугадать, но подумать об этом стоит заранее. Пусть у вас будет своя «изюминка», которая будет вас выгодно от них отличать и цеплять именно вашу целевую аудиторию.
3) Расположение. Это ключевой момент, от которого зависит судьба вашего бизнеса. Именно ему стоит уделить особенное внимание ещё на этапе планирования.
4) Некачественные ингредиенты. Как следствие — невкусный кофе. И падение продаж. Чтобы этого избежать — отбирайте поставщиков лично, пробуйте сами всё, что вам предлагают.
5) Повышение арендной платы. Заключайте договор аренды на долгий срок с фиксированной ставкой.
Итак, сколько же стоит открыть кофейню с нуля в Санкт-Петербурге? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Условия рынка меняются если не каждый месяц, то уж точно каждый год.
Поэтому приведённые ниже цифры могут меняться со временем и в зависимости от района:
- Оформление документов — 30000 руб.
- Аренда помещения —150000-200000 руб.
- Закупка оборудования — 250000 руб.
- Мебель, интерьер — 250000-300000 руб.
- Сырьё, продукты и ингредиенты — 150000 руб.
- Ремонт (при необходимости) — от 100000 руб.
- Зарплатный фонд — 150000-200000 руб.
- Рекламный бюджет — от 30000 руб.
Вышеприведённые цифры смело можете умножать на два. Тогда точно не прогадаете!
Сколько можно заработать на кофейне? Средний чек в кофейне обычно составляет 300-500 руб. Посетители редко ограничиваются одним кофе. Среднее количество посетителей — 150-200 за 10 часов работы. Однако в первые месяцы работы следует рассчитывать на более скромный показатель — не более 100 посетителей в день. Средняя стоимость чашки кофе — 180 рублей. Себестоимость одной чашки кофе примерно 50 рублей.
Отсюда рассчитываем выручку: 180х100х30 = 540000 рублей в месяц.
Месячная себестоимость: 70х100х30 = 210000 рублей в месяц.
Прочие расходы — примерно 250000 рублей в месяц.
Отсюда чистая прибыль: 540000-210000-250000 = 80000 рублей в месяц.
Однако стоит обратить внимание, что для работы кофейни нормой являются следующие показатели: первый месяц работаете в минус, второй месяц работаете в ноль, на третий месяц уже выходите в небольшой плюс. Далее ваша задача — обеспечивать постоянный рост.
Помните, что в вашем случае показатели доходов и расходов, скорее всего, будут очень сильно отличаться. Поэтому прежде, чем принимать решение открывать кофейню в Санкт-Петербурге, вам нужно как следует изучить рынок.