А знаете ли вы, что если вино налить в чёрный бокал и подать при красном освещении - оно будет казаться более фруктовым?
- Оксфордский профессор Чарльз Спенс проводил такие опыты.
Когда долго работаешь официантом, появляется необходимость правильно продавать вино.
И если всё развивается более или менее с о п р я ж ё н н о , извините за этот толстовский архаизм, у официанта развивается способность красиво врать про аромат и вкус вина.
- Ну, вы понимаете - кому же захочется купить с наценкой в 200% вино с ароматом и вкусом вина; а вот если вино с ароматом и вкусом спелой жёлтой малины - за это можно и 300% отдать, верно?
Если гости сомневаются, взять ли какое-нибудь "Гави" - надо обязательно сообщить, что вообще-то Gli italiani amano il rosso: итальянцы предпочитают красное. "Примитиво", "Баролло", "Кьянти", "Вальполичелло". Кровь заказавшего замечательное кофе капучино с корицей погорячее.
Но если уж пьют белое - то лучше всего "Гави". Потому что это вино из региона Пьемонт, северо-запад Италии, подножье Альпийских гор, где почва очень богата микроэлементами, отчего вино невероятно минеральное, освежающее и строгое одновременно.
- Это вам не Pinot Grigio, извините, это вам не Falanghina.
А если красное - тогда, допустим, взять какое-нибудь вино типа "Шато Латур Мартийяк Гран Крю Классе де Гав".
Кстати, произносить это надо легко, быстро, небрежно, словно ты каждое утро начинаешь с бокала этого самого гран крю.
- Я по-французски понимаю. Через переводчика.
Нельзя же сказать, что запах... э-э-э... приятный. Это не по-официантски.
А по-официантски - это:
Ноты графита и черной смородины в аромате вина возникают первыми, обретая поддержку с появлением тонов солодки и черники, нагретой под солнцем земли. Концентрированному вкусу вина свежесть придает фруктовая кислотность, а полноту - мягкие танины. Длительное послевкусие сохраняет в своей палитре оттенки клубники, черной смородины, вишни и чернослива.
Как говорила про обычный попкорн пенсионерка в кинотеатре моего родного города, нельзя не взять такую вкуснятину.
Помню, однажды мы с корпоративным сомелье пробовали какое-то белое вино. И она требует от нас, дескать, ну?! - оттенок чего тут в аромате?
А мы уже привыкли, что про белое вино надо рәхәтләнеп врать, что оно:
а) бодрое;
б) свежее;
в) травянистое;
г) что там тропические плоды и косточковые фрукты в аромате (если вино из Нового Света);
д) что там зелёное яблоко и спелая груша (если вино из Старого Света);
е) а если от золотистой сивухи спиртягой тянет до рези в глазах - надо говорить, что там пикантные бензольные нотки.
Но вот конкретно то вино возбудило сомелье до истеричных ноток; и она добивалась от нас признания как штандартенфюрер на допросе:
- Ну чем пахнет, чем пахнет, чем пахнет?
- На-кого-ты-работаешь?
Мы всем носом нюхаем белое вино, и оно пахнет белым вином, и мы хором выдаём версии буквально наобум:
- Персик?
- Луговые травы?
- Цитрусовые?
- Белые цветы?
- Глициния?
- Ягодное лукошко?
Хотя всякому понятно, что ну откуда ягодное лукошко в белом вине, это же характерная нотка моего любимого сорта - пино нуар: малина, клубника, красная смородина.
- Пино нуар, к слову, страшно капризный: его чуть перегрел - он поломался, его чуть переохладил - он закрылся.
И вот сомелье говорит, дескать, ну что же вы, неужели не понимаете, что вино пахнет йогуртом?
Мы ко всему готовы. Мы давно работаем. Мы привыкли, что белое вино может быть с ароматом акации (кстати, что это?), мускатного ореха, сливы, крыжовника. Но йогурт?
И тут прозорливый читающий, конечно, спросит, дескать, ты нам мозги не пудри, говори прямо - есть там в этих твоих винах персик и акация или нет их там?
А я вам отвечу: если про них рассказывать - чаевые больше. Если не рассказывать - чаевые меньше.
Получается, они есть?