Старшее поколение помнит это нашествие немецких сервизов в СССР в шестидесятых-семидесятых годах. Качество собственно фарфора у немцев было выше, чем у подавляющего большинства предприятий СССР: он был значительно белее, не было тёмных точек (вкраплений в тесто), пережогов. Хотя это была не заслуга немцев - почти все немецкие фарфоровые предприятия каолин (главный ингредиент фарфоровой смеси) закупали у находящихся территориально рядом чехов (ЧССР), а чешский каолин из Карловых Вар считается лучшим в мире и не требует дополнительной очистки. Не было у немцев и тех проблем, с какими сталкивались почти все советские заводы: недолив глазури (Дулёво), печные трещины (Вербилки, Песочное, Рижский ФЗ), проблемы с краской (почти все заводы СССР). Разве что тарелки и блюдца у немцев так же изгибались в печах, как наши, и как только поставишь тарелки горкой, так сразу видишь, как плоскости "гуляют". Но не у всех мировых производителей это считалось проблемой. Например, у японского фарфора, что появился в продаже в СССР в середине семидесятых (и исчез после объявления СССР санкций от Запада за ввод Ограниченного контингента в Афганистан) с тарелками всё было в порядке: расстояние между поставленных друг на друга тарелок можно было линейкой измерять - сходилось до миллиметра. Да, у японцев можно только поучиться внедрению новейших технологий... Упомяну и чешский фарфор, также поставлявшийся в то время в СССР. Но ведь фарфор - это не только (и не столько) материал, сколько соответствие качества материала, формы и росписи (и цены, конечно!). В этом смысле чешский (тогда - чехословацкий) фарфор был (да и остался) "никакой" (т.е. европейский "среднестатистический" - не хватало эстетической составляющей, особенно в форме, а цена "кусалась"). А вот фарфор нашенского родного ЛФЗ по всем параметрам был просто идеален, чужаков за пояс затыкал! - жаль, многие тогда этого не понимали.
Теперь конкретно о немецких сервизах ГДР. Самыми дорогими были сервизы фирм "Weimar" ("Веймар") и "Reichenbach" ("Райхенбах"). Они и сейчас считаются мировыми брендами. "Мейсена" в Союзе, как понимаю, не было вовсе - вся его продукция уходила на Запад. Самой демократической (в смысле цены) была "Kahla" ("Кахла", фирму ещё называют "Кала"), ближе всего к ней стояли "Uhlstädt" ("Ульштедт") и "Ilmenau" ("Ильменау"). Посерёдке болтались фирмы "BES", "Eisenberg" ("Айзенберг") со своей "Фортуной" ("Fortuna" - название фасона сервиза) и "Oscar Schlegelmilch" ("Оскар Шлегельмильх") со всем известной "Мадонной", чуть ниже котировались "Freiberger" ("Фрайбергер"), он же "Colditz" ("Кольдиц"), Lichte" ("Лихте") и "Volkstedt" ("Фолькштедт"). О последней фирме и пойдёт речь. Возможно, кого-то забыл, но основные фирмы, кто поставлял посуду в СССР (а не только статуэтки!) в списке представлены.
Итак, "Volkstedt". Крепкий середнячок. Известен с середины XVIII-го века. Одна из старейших мануфактур Германии и Тюрингии. Долгое время копировала мейсеновскую посуду, а у клейма сходство с мейсеновским доходило до степени смешения (очень похоже на подмосковного "Гарднера", правда?). Больших взлётов у предприятия не было. Ещё раз подчеркну - крепкий середнячок.
Царившая в пятидесятые-шестидесятые годы эстетика ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА (в архитектуре (да и в фарфоре) это возврат к МОДЕРНИЗМУ 1920-х годов вкупе с МИНИМАЛИЗМОМ) как нельзя удачно наложилась на немецкую педантичность и практичность. Вот что смогла предложить потребителю СССР фирма "Volkstedt" в шестидесятые годы и позднее...
Различные варианты росписи чайно-кофейного сервиза с кофейником, заварным чайником, сливочником (молочником), маслёнкой (паштетницей), большим блюдом, набором чайных пар (чашка-блюдце), розетками и тарелками. Итого (в полной комплектации) 30 предметов. Форма одна и та же, росписи разные.
А вот простой кофейный сервиз в 15 предметов формы ранних шестидесятых годов.
А вот варианты кофейного сервиза формы конца 1960-х годов. Мне лично такая форма категорически не нравится, но это сугубо моё мнение, возможно в своё время она пользовалась определённым спросом - кто знает? Но так мне форма претит, умещу все сервизы с разной росписью в одну галерею. Комментариев не будет.
Очень интересная форма (именно форма!), и я не могу дать даже приблизительной оценки, каких она лет.
Фасон "Пасторальный" (во всяком случае, так и называется, и ставится на клейме - Volkstedt *Pastorale*...). Кофейный сервиз. С претензией на изысканность (рельеф, барочность форм), но не более. Видимо, предполагалось, что он хорошо смотрится в деревне - на веранде. Вечерний кофе. Может быть... Смотрим (все сервизы - в одной галерее).
В статье, посвящённой "Мадоннам" различных заводов и стран, этому сервизу я поставил "четвёрочку". Ну потому что это, конечно, никакой ни БАРОККО, и тем более ни РОКОКО, но это как бы сон, современная фантазия на тему БАРОККО, и при таких исходных сервиз и роспись удались. Смотрим.
Ну вот, друзья, вы и познакомились с основной линейкой сервизов фирмы "Volkstedt" ("Фолькштедт") из Тюрингии, которые экспортировались в СССР, начиная с 1960-х по вторую половину 1980-х годов. Надеюсь ваш интерес удовлетворён.
Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал. Всего доброго!