За вазу советской эпохи на аукционе заплатили около 500,000 рублей.
Источники: Very Important Lot, Russia Beyond
Советский фарфор… как много мы уже об этом говорили и как много еще предстоит. Так уж вышло, что нам эта тема никогда не надоест.
Сегодня в поле внимания редакции попал лот прошлогодних торгов Северного аукционного дома, который натолкнул нас на идею отдельной статьи об авторе этого предмета.
Речь идет о красочной вазе из 50-х. На аукционе за нее заплатили 480,000 рублей.
Больше фотографий лота в источнике
Ваза выполнена руками известного художника по фарфору Алексея Викторовича Воробьевского, не только исключительного мастера, но и человека удивительной судьбы.
Мы покажем другие лоты, изготовленные Алексеем Викторовичем на разных этапах карьеры, и расскажем, какие события эти этапы сопровождали.
Детство Воробьевского, как и у многих его сверстников, родившихся в начале 20-го века, было непростым. Алексей ушел из дома, будучи еще ребенком. Но ребенком талантливым. Благодаря этому он попал в художественную школу для одаренных детей-беспризорников близ Петрограда.
Здесь ему посчастливилось учиться у мастера театральной живописи Ивана Михайлова. Это оставило след на творчестве Воробьевского, который профессионально так и не «пришел» в театр, но зато пустил театр в свои работы через сказочные сцены, персонажей и атмосферу.
Все это воплотилось в фарфоре. Алексей попал на ЛФЗ в 1926-м по рекомендации своего учителя, и сразу же под руководство другого большого мастера — Сергея Чехонина.
Источник: ИФЗ
Талант Воробьевского начал раскрываться сразу и скоро стал достоянием культурной общественности. В 27-м, когда на ЛФЗ готовили большой заказ к первому юбилею революции, Алексей Викторович изготовил первую партию своих особенных изделий с небывалыми сюжетами, цветами, деревьями, персонажами.
Некоторые работы тогда же отправились на международную выставку в Милан, где получили признание.
В 30-х Воробьевский получил возможность показать себя не только одаренным творцом, но и продуктивным работником на государственном производстве. К этому довоенному периоду относится, например, ваза «Розовые орнаменты».
На аукционе ее стоимость составила 65,000 рублей.
Больше фотографий лота по ссылке
К этому же периоду относится полулегендарная история создания самого монументального труда Воробьевского — вазы с росписью по мотивам «Слова о полку Игореве».
В конце 30-х Алексей Викторович якобы поспорил с художником Билибиным на тему того, сможет ли создать монументальную работу по этой теме. Спор он выиграл и расписал вазу менее чем за год. Интересный факт: сам Воробьевский никогда не читал эпос, а сюжет узнал из пересказа.
Источник: Wikipedia
Подтвердить достоверность этой истории спустя почти целое столетие сложноо. Однако, именно с гением Воробьевского связан неоспоримый факт: придумывать рисунок на ходу, творить «слету» — это его фирменный стиль. Известно, что художник не делал эскизы для своих работ, вместо этого он сразу приступал к работе.
В этой манере еще до войны он изготавливал более привычные в советском быту, но оттого не менее потрясающие предметы, чем огромные, эпохальные вазы. Хороший тому пример, соединяющий простую форму с изумительной росписью, — чайный набор «Синие цветы».
За него на аукционе заплатили 27,000 рублей.
В 41-м художник ушел на фронт, попал в плен к врагу и после нескольких пересылок был определен на Рижский фарфоровый завод, где проработал несколько лет. Изделия Алексея Викторовича этого периода подписаны чужим именем.
Кстати, есть еще один интересный факт из жизни Воробьевского: он никогда не подписывал работы своей рукой — подписи на его фарфоре делали коллеги.
Когда Ригу освободили, Алексея Викторовича ждало тюремное заключение уже на родине. О повторном освобождении позаботились на фарфоровом заводе, когда узнали, что мастер жив.
Воробьевский вышел, восстановился и вернулся к любимому делу. В его творчестве появились новые мотивы, но и прежний «фантастический стиль» никуда не делся. Подтверждение тому — тарелка «Розовохвостые птицы» 1953 года.
Она ушла с молотка за 40,000 рублей.
Больше фотографий тарелки в источнике
Начал в полной мере раскрываться интерес Воробьевского к восточной стилистике. Его явный отголосок прослеживается в росписи подставки под вазу «Синие узоры», проданной за 32,000 рублей.
Воробьевский работал с фарфором до пенсии.
О феноменальной памяти и фантазии Воробьевского вспоминают каждый раз, когда речь заходит о художнике. Он «знал наизусть» весь Эрмитаж, он придумывал цветы и мотивы, которые никогда не видел своими глазами. Он действительно удивлял своим творчеством.
Несмотря на сложную судьбу, художник прожил долгую жизнь и оставил после себя огромное наследие. Сегодня это — важные объекты коллекционирования и память об удивительном мастере и его фантастических работах.
Выставить свой предмет на аукцион можно по ссылке: https://clc.to/hotnorthauction_lot
Ознакомиться с другими лотами и поучаствовать в торгах Северного аукционного дома можно на платформе bidspirit.
Следить за интересными лотами и работой аукционного дома можно Вконтакте 👉 https://clc.to/hotnorthauction_vk
Публикация создана при поддержке Северного аукционного дома