«Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян. 14:22)
Люди делятся на две категории: на тех, которые принимают скорби осознанно, с благодарностью Господу и при любых обстоятельствах не теряют любви ни к Богу, ни к людям; и на тех, кто при столкновении с бедой, недоумевает «За что мне это? В чём моя вина?». И те и другие неизбежно в течение жизни будут претерпевать тяготы, ведь сам Спаситель сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Сравнивать положение этих двух категорий даже не имеет смысла, поскольку первым, если они верят в Бога и доверяют Ему, живется на земле на порядок легче, чем вторым. Мир, по словам святых отцов, лежит во зле, и ни на секунду не утихающий вопль страха, боли, отчаяния миллионов людей несется по его просторам. Весь вопрос в том, как к этому относиться?
В этом мире и в этой жизни не может быть непрерывного счастья, однако нам дана надежда на Царство Божие как на самую великую радость, потому апостол Петр говорит: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений» (1 Пет. 1:6). Почему же нам надо скорбеть от различных искушений? Неужели Бог радуется тому, что мы проходим через трудности? Горе нам, если мы так думаем, ведь Бог не садист, чтобы радоваться нашим бедам. Он не посылает нам трудности и не желает, чтобы они у нас были. Бог никогда не будет содействовать злу, существующему в мире. Зло существует по причине свободы человека и как следствие факта человеческого грехопадения. К тому же мы зачастую следуем по пути мудрости века сего, поэтому вынуждены испытывать скорби.
Душа, не подготовленная к испытаниям, ничем не может помочь ни телу, ни духу. Всякий верный Христу человек должен понимать, что в мире нет ничего случайного. Все что с нами происходит, от кажущегося плохого до кажущегося хорошего – приходит по воле Божией или по Божьему попущению. Любые обстоятельства направлены только во благо, как бы ни хотелось человеку в это верить. По мнению святых отцов, скорби полезны, ведь они учат нас собственной немощи и помогают вырабатывать «иммунитет» смирения, без которого невозможно обрести благодать Божию. Ее стяжание, по словам преподобного Серафима Саровского, и есть главная цель жизни человека на земле.
Скорбями душа испытывается на предмет зрелости, если так можно выразиться. «В терпении вашем спасайте души ваши» (Лк. 21:19), – говорит Господь, однако духовная высота христианства состоит не только в том, чтобы благодушно и безропотно все переносить время от времени, но в том, чтобы переносить это до гробовой доски: «Претерпевший же до конца, спасен будет» (Мф. 10:22). Первые христиане знали, что уже за одно признание в исповедании веры Христовой их ждут смертные муки. Так сохранились письма святого Игнатия Богоносца, который жил в I веке и был учеником евангелиста Иоанна Богослова. Священномученик писал: «Я иду в Рим, чтобы мученически погибнуть!». А поскольку ему дали знать, что христиане собираются подкупить палачей, чтобы те не бросали его львам, он сказал им: «Очень прошу вас: не платите денег, чтобы помешать львам съесть меня». Только представьте, человек осознанно шел по уготованному ему пути!
У святителя Иоанна Златоуста есть слово о Соломонии. У нее было семеро детей – это святые братья Маккавеи, всех их убили у нее на глазах: одного повесили, другого бросили в кипящий котел, третьего обезглавили. Соломония укрепляла сыновей, чтобы те не отрекались от веры, не боялись временного мучения, а перед глазами видели только любовь Божию. Святитель говорит ей похвалу: «Посмотрите на мученицу. После этого она сама мученически погибла, прежде умерев семь раз как мать, когда убивали ее детей. О, блаженна мать та, что превозмогла природу!».
Для нас сегодня важно смотреть на первых христиан, потому что методы воспитания современных детей и подростков основываются на блаженстве, получении удовольствий и даже пресыщении. Эдакая эвдемоническая педагогика, подразумевающая бесконечное благополучие, но как только случается сбой, человек начинает изнывать и даже негодовать на Господа, спрашивая: «Почему Бог попустил мне страдать от такого зла?». Потому что люди не усвоили главного: в этом мире Бог не обещал человечеству бесконечного благоденствия. Наоборот Он показал путь к радости через всевозможные искушения, в которых есть определенная цель – человек должен пропечься в скорбях, как земля, которую обрабатывают. Если землю не пахать, то сможет ли она дать обильный плод? Скорби нужно обращать на духовную пользу, а извлекая пользу из какой-либо трудности, невозможно остаться без плода. Когда мы не раз и не два оступимся, упадем, потеряем, поплачем – придет нечто более глубокое, бесценное: с одной стороны, понимание того что любая скорбь есть посещение Божие, к которому надо быть готовым, а с другой – терпеливое перенесение страданий и благодарность Господу за неоцененную возможность хоть временно, хоть отчасти разделить Его страдания на кресте всех нас ради.
Автор: Виктория Колтыга
Больше наших статей смотрите тут.
Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.
И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.
Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.