Сложно описывать германское фарфоровое предприятие "Ильменау" ("Ilmenau") потому, что вокруг него сложилось множество легенд, практически басен, которые заменили реальность. К сожалению, замена реальности некоей выдуманной реальностью - одна из "фишек" эпохи ПОСТМОДЕРНА. Сегодня мы можем наблюдать такое изо дня в день, например, включая телевизор или входя в интернет. Провластные журналисты (а по-сути - пропагандисты, распространяющие любую ложь за деньги) в режиме нон-стоп рассказывают нам про "вставшую Россию с колен", про экономику, растущую, как на дрожжах, хотя в реальности мы видим (конкретно по фарфору) практически полностью загубленную отрасль, десятки и десятки не просто "закрытых", но уничтоженных, буквально снесённых по кирпичику до фундамента и ниже фарфоровых заводов. Загубленных не когда-то "при Ельцине" (хотя и таковые есть), а при Сами Знаете Ком - сразу после вступления РФ в ВТО и снятия всех таможенных барьеров для дешёвой китайской продукции. Типа, "рынок сам всё исправит". Вот он и "исправил". А в "либеральной" Европе рынок от дешёвого китайского (и прочего - с ЮВА) посудного хлама закрыт на тяжёлый висячий замок. И фарфоровая отрасль там (в Германии, допустим) живёт и здравствует, люди работают, получают зарплату... Неужели в Европе у власти - коммунисты!? Видим, что в таком знаменитом русском городе, как Гусь Хрустальный в одно время закрылись все (ВСЕ!) градообразующие предприятия, включая знаменитый стекольный завод, и город-труженник мгновенно превратился в одну из криминальных столиц России, и случилось сие не в "лихие девяностые", а в "благословенные нулевые"...
Видим, как самые главные записные "патриоты" держат семьи, деньги и недвижимость в "Европах", при этом здесь театрально рвут на груди рубахи, крича, как же они любят Россию. Такого раздвоения личностей не бывает. В настоящей, а не придуманной реальности им плевать на страну и на народ - они готовы продать Россию целиком или по частям всего лишь за личную комфортную жизнь в каком-нибудь швейцарском шале... Их можно назвать предателями, как думаете? Или для многих они до сих пор патриоты (потому что этот образ слепил телевизор)? К примеру, один яркий персонаж нашенской криворукой, не и с того места растущей политики годами кормил нас байками о том, как Ленин, пусть и мёртвый, всё подкладывает и подкладывает ему в штаны пахучие мины по ночам, травил на камеру практически анекдоты про то, что в СССР разве что галоши умели хорошо делать, и то, пригодные лишь для африканцев - чтобы тем по горячему песку сподручнее было бегать, а теперь вдруг "прозрел" ("концепция поменялась" в пять минут!) и он же рассказывает, как СССР развивался и креп под санкциями, и в какую сильную державу при этом превратился! И я уже не понимаю: это он был идиотом долгие годы, а теперь излечился, у него вдруг поднялись веки и он прозрел, или идиоты те, кто верил (и продолжает верить) во все его запредельной сказочности истории? Самое интересное, что рядом с криворукой и лицемерной властью стоят на посту (в ожидании!) те "честнейшие" либерал-интеллигенты, готовые эту власть буквально вырвать из слабеющих старческих рук, как приз... - но если им удастся задуманное, уж они-то превратят Россию... - в труху буквально за месяцы!
Такие метаморфозы происходят на каждом шагу. Уже упоминал, как в последнее время вольно (даже произвольно!) обращаются с датами основания фарфоровых производств, как старательно, согласно меркантильным интересам, даты загоняются всё дальше вглубь веков. Называется сие враньё маркетинг. Ничего личного. Десятилетиями считался датой образования завода в Вербилках 1766-й год. Потом - оп-ля! - и придумали некий 1754, причём без ссылок хоть на какие-то документы. И даже клеймо успели выпустить. Сначала - с 1766-м, потом - с 1754-м. И только глазами хлопают! Всё - Божья роса! Извините, не сдержался.
Когда я впервые сел за изучение истории фарфорового дела в Ильменау (название города, точнее местечка в Тюрингии - фарфоровой "Мекке" Германии), мне было очень интересно делать для себя открытие за открытием (благо, ресурсы интернета позволяли!). Пока я не вышел на иные данные, и тогда все эти баснословные истории основательно пожухли, уступив место сомнению.
Вот одна из тех историй (о которых люди спорят): завод в Ильменау и Гёте (да-да, тот самый, создатель (сочинитель) "Фауста"!). Байка такая: граф (герцог) фон Хеннеберг в своей вотчине - местечке Ильменау - основал в 1777-м году фарфоровый завод, на котором три года в молодом возрасте отработал гениальный Иоганн Гёте (чуть не простым подёнщиком, по иной версии - делал эскизы для росписей).
Чтобы понять, что реальность предыдущего абзаца сродни бреду субъекта, впавшего в сумасшествие, достаточно зайти в Википедию, поинтересоваться биографией Гёте, и отдельно - историей фарфорового производства в крошечном городке Ильменау близ Эрфурта. В 1777-м году Гёте (1749-1832) 28 лет от роду, он уже создатель "Страданий юного Вертера", к тому времени - прославленный писатель европейского уровня. В 1775-м году юный герцог Карл Август Саксен-Веймар-Эйзенахский (будущий российский генерал от кавалерии в период Наполеоновских войн) оказал Гёте покровительство, и пригласил в свой дворец в Веймаре курировать театр и быть своим советником (а по сути - личным другом) с немалым годовым окладом (1200 талеров). Никакой Хеннеберг тут и рядом не стоял! Далее: Гёте проживёт в Веймаре всю жизнь, будет заведовать Йенским университетом... Вопрос - при такой нагрузке он смог бы ещё подрабатывать и подёнщиком на достаточно грязном фарфоровом производстве? Да, в самом городке Гёте бывал часто (хотя жил в Веймаре), но это не значит, что он имел какое-то отношение к фарфоровому производству. Разве что из чистого любопытства разок-другой побывал на экскурсии?
Теперь - о пресловутом графе (герцоге) фон Хеннеберге. Тут ещё проще. Некий предприниматель Кристиан Захариас Гребнер основал небольшую мануфактуру 18 июня 1777 года после получения разрешения всё того же герцога Карла Августа (который и владел теми землями, и никакого Хеннеберга рядом!). Изначально мануфактура прибыль не приносила, Захариас не смог расплатиться с долгами, герцог был вынужден (поскольку и сам вложился в проект деньгами) нанять управляющего, который сообщил, что заводишко точно вылетит в трубу, если не найти хоть какого-нибудь более-менее специалиста по фарфору. Таковой был найден только в 1784-м году. Затем мануфактура несколько раз передавалась в аренду, неплохо развивалась с 1792-го по 1808 год. Затем долгие годы влачила жалкое существование, пока не разорилась в 1870-м, и не стала частью акционерной корпорации Готтлоба Моргенрота. Судя по тогдашним клеймам, корпорацией владели граждане Германии определённой национальности...
В 1930-м, после краха фондового рынка в США, экономический кризис накрыл и Европу, и завод закрыли, а всех сотрудников уволили. А дальше произошёл ребрендинг: завод переименовали (всплыла фамилия герцогов Хеннебергов, которые якобы когда-то владели какими-то землями в Ильменау, но никогда заводом! - у них был свой завод в Готе). С той поры (с 1934-го года) посуда получила клеймо с надписью "Graf von Henneberg Porzellan Ilmenau". Вот такое переплетение вымыслов и фактов.
Как ни прискорбно, именно с приходом к власти нацистов, предприятие в Ильменау выпускает серию сервизов, которые по исполнению и замыслу идут вровень с лучшими немецкими брендами, такими как Райхенбах, Веймар, Розенталь... С 1945 по 1949 (до образования государства ГДР, т.е. в период оккупации части Германии Советскими войсками) такие сервизы поставлялись в СССР в качестве контрибуции. Смотрим следующую галерею (ниже)...
Ну а с момента образования ГДР завод в Ильменау одним из первых перенял Советскую систему производства, означающую "всего побольше и с меньшими затратами", т.е. полностью перешёл на ширпотреб с поставками в СССР, где у неизбалованного качественным фарфором потребителя вкусы были попроще. Это-то и сыграло с заводом злую шутку после объединения Германии... Моё ощущение - там просто разучились создавать не просто новый, а именно качественный фарфор. Я встречал сервизы "Ильменау" Нового времени. Хотя и концептуальные, но малоинтересные, без "изюминки", легко заменяемые такими же "концептами" с Поднебесной. Завод в Ильменау - один из немногих (если не единственный!) в Германии, который разорился и прекратил существование (случилось сие на стыке веков (или тысячелетий - кому как нравится))...
Теперь о сервизах формы "Helena" чайных, кофейных и столовых разной росписи (в основном, принтом (шелкографией)). Наверняка многие их помнят - они поставлялись в СССР из ГДР в большом количестве, а форма у предметов запоминающаяся.
Теперь, после того, как вы просмотрели галереи выше, - о главном (ради чего, собственно, и задумывалась эта статья): о форме "Helena". Как понимаю, форма создана в 1970-х, и отсылает зрителя в архитектурные эксперименты 1920-х годов, в эпоху КОНСТРУКТИВИЗМА. Особенно это видно на форме чайников (прежде всего, доливной завораживает). Все характерные черты стиля (Его ещё называют ФУНКЦИОНАЛИЗМ или РАЦИОНАЛИЗМ. О названиях можно спорить, но очевидно, что это продолжение АВАНГАРДА в архитектуре). Прежде всего формы практически всех предметов стремятся к строгой геометрии и минимуму украшательства. Формы чашек и всех больших (трёхмерных) предметов сервизов в основе своей имеют шайбу - цилиндр, у котором диаметр значительно превышает высоту. Ручки предметов тяготеют к окружности (у чашек почему -то загибаются петелькой, и я считаю это недоработкой дизайна), а хваталки (ручки у крышек) имеют квадратную форму со слабым закруглением углов. Ещё раз подчеркну форму чайников - очень интересная, особенно у большого доливного.
Предлагаю сравнить архитектурные решения времён расцвета КОНСТРУКТИВИЗМА с решениями формы "Helena" (почему "Helena", не спрашивайте - не отвечу!). Смотрим...
Ценность любого фарфорового предмета (сервиза) состоит в единстве формы и содержания (росписи). Одно ни в коем случае не должно противостоять другому, а наоборот: желательно, чтобы роспись подчёркивала форму, а форма диктовала роспись. Надеюсь, читатели, я вас не запутал?
К такой конструктивистской форме очень хорошо бы подошли минималистические, может быть, и геометрические, пусть даже и однотонные рисунки по моде шестидесятых годов, но к шестидесятым сервиз сильно запоздал, а в семидесятые выросло другое поколение, на своей шкуре (извините за мой французский) не испытавшее всех тяжких перипетий прошлых лет, на пике интереса у которого (прежде всего, у дам!) были обыкновенные цветочные росписи, не более. Наверное, поэтому приличных росписей в интернете под такой сервиз я не обнаружил (хотя лично меня яркая цветочная деколь конкретно на столовом сервизе "Helena" нисколько не смущает - даже оживляет всю эту строгую геометрию).
Да, хотелось бы увидеть большой чайный сервиз (с двумя чайниками) в подобающей росписи, но теперь это невозможно. Завод в Ильменау умер. Теперь это История, не более.
Вы зашли на блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.