Найти тему
Записки плохого официанта

В каком случае официанту запрещают прощаться с гостями?

Ресторан работает до полуночи, а у меня смена до 18:00, после шести приходит вечерняя смена. Приблизительно в 17:30 за столик садятся новые гости, подаю меню, завязывается разговор, шутки, то да сё.

За полчаса успеваю:

а) полностью принять заказ,

б) подать напитки,

в) первые блюда.

Дальше этот стол нужно "передать" - то есть, поскольку моя смена закончилась, я объясняю вновь пришедшему коллеге, что заказали гости, что я уже подал, какие были особые пожелания, о чём предупредили и т.д.

В общем виде это примерно так:

- Седьмой стол: два салата, две пасты. Салаты отдал, паста готовится. Мужчина пьёт шираз, у него "Мясное трио" без свинины. У женщины бокал примитиво, будет птитим с морепродуктами и двойным сыром. Десерт и кофе, сказали, выберут позже.

Это, понятно, делается для того, чтобы потом не было такого, что паста для гостей готова, а официант ушами хлопает - он же ещё ни у кого заказ не принимал, следовательно, и с кухни забирать нечего.

И вот я, передав информацию коллеге, уже готовлюсь предупредить гостей, что дальше их будет обслуживать другой официант, после чего рәхәтләнеп снять фартук и закрыть смену. И просто на всякий уточняю у менеджера - могу ли, дескать, попрощаться с гостями? Ну, чтобы не подумали чего?

И менеджер делает вот такие О_О глаза. И шипит мне на ухо, как мне такая дичь только в голову могла?.. Шипит, чтобы не вздумал. Чтобы молча уходил прямо сейчас, чтобы не мешал гостям и т.д.

Это правило относится к тем необъяснимым запретам, которые ни один менеджер и/или управляющий не может обосновать, но которые кочуют из заведения в заведение, из года в год. Считается, что если нарушить хотя бы одно из этих правил - исчезнет магия.

К ним относится, например, запрет сообщать гостям нумерацию столов. У всякого стола во всяком заведении есть свой номер. Эти номера знают все официанты, бармены, хостес. И считается, что если гости узнают, что стол, за которым они сидят, это, условно говоря, пятый - исчезнет магия. Настроение у гостей пропадёт, еда резко станет невкусной, коктейли - оводнившимися, сервис - нашенским, тутошним, отечественным.

Или - другой пример - официанту нельзя есть в собственном заведении, то есть, находиться в ресторане в качестве гостя. Считается, что если гости увидят, как человек, который вчера их обслуживал, сегодня ест с ними наравне за соседним столом - исчезнет магия. Цвет стен начнёт раздражать, стол зашатается, музыка резко опротивеет.

В некоторых заведениях этот запрет несколько смягчился - официантам уже можно приходить и обедать, но ни в коем случае нельзя пить алкоголь. Почему? - исчезнет магия. Гостям сразу расхочется оставить чаевые, появятся негативные отзывы в интернетах, начнут заказывать замечательное кофе капучино с корицей погорячее.

(При этом можно пить, например, безалкогольное вино, которое со стороны невозможно отличить от обычного, тем паче, что подаётся в таких же бокалах. То есть, любой будет уверен, что официант пьёт бокал обычного вина; это, по мнению менеджеров, ничего. Производить на наблюдающих за тобой гостей впечатление пьющего - можно; главное, чтобы не по-настоящему, а то ведь гости смотрят).

И вот запрет предупреждать гостей о том, что смена закончилась и дальше с ними будет работать другой официант - из той же серии. Хотя, как понятно всякому здравомыслящему, просто подойти, попрощаться, пожелать приятного вечера - это не просто "ничего плохого", это элементарная вежливость.

Менеджеры считают, что этого нельзя делать, потому что это тревожит гостей. Гостей это не тревожит. Это тревожит гостей, которые у менеджера в голове. Ибо менеджер от человека тем и отличается, что менеджер профессионально работает с воображаемыми гостями.

Гораздо сильнее гостей - реальных гостей, настоящих - тревожит неопределённость. Некоторые, например, нервничают, когда заказ принимал один официант, а обслуживает другой - кому же оставить чаевые?

У меня есть только одна гипотеза, которая могла бы хоть как-то объяснить появление этого запрета. Однажды мы с женой сидели в каком-то заведении гастрономической столицы России, и к нам подошла официантка и сообщила, что, дескать, её смена закончилась, дальше нас будет вести другой официант... и не могли бы мы рассчитаться прямо сейчас?

Это для того, чтобы % с нашего чека были зачислены именно ей. Потому что она думает (возможно, так ей сказали бестолочи-менеджеры), что если она закроет смену, а мы рассчитаемся потом, после этого - ей эти % не будут зачислены. Но фокус в том, что % будут ей зачислены в любом случае, и я это прекрасно знаю.

То есть, вот в данном конкретном случае официант совершенно понапрасну тревожит гостей, плюс выражает некую просьбу личного свойства и т.д.

Такое, само собой, и я бы пресекал.

Но я-то нормально объяснял бы своим официантам, что не имеет значения, когда гости рассчитаются, % будут получены официантом, так что и думать не смейте о том, чтобы указывать гостям, когда им рассчитаться.

Еда
6,93 млн интересуются