Проблема гололедицы в нашей стране была актуальна во все времена: от Киевской Руси до Российской Империи. Однако начало массового применения противогололедных материалов обычно относят к 30-м годам XX века. Именно в этот период начинается активная урбанизация в СССР. А значит – на улицах крупных городов резко увеличивается число машин и пешеходов.
Изначально для обработки дорог и тротуаров использовалась всем известная смесь 90% карьерного или речного песка и 10% хлорида натрия. Ее главное преимущество – это дешевизна и простота в применении. Этот незамысловатый состав был основным ПГМ вплоть до 1990-х годов. Да и сейчас он остается довольно востребованным.
Но спустя полвека от использования пескосоли власти решили отказаться.
Причины были следующие:
- Песок забивал стоки ливневой канализации, и весной их приходилось тщательно прочищать
- В период оттепели снег на улицах превращался в грязную жижу
- Под колесами автомобилей песчинки истирались в мелкую пыль, которой горожанам потом приходилось дышать
Поэтому с развалом СССР коммунальные службы перешли на техническую соль (хлорид натрия), которая бесследно растворяется в воде.
Впрочем, это решение тоже оказалось провальным. Ведь для обработки всех дорог и тротуаров в одном городе нужны десятки, а то и сотни тонн реагента. Растопив лед и снег, вся эта соль никуда не исчезает, а поступает в почву и вызывает ее засоление. На такой земле массово болеют и гибнут растения: от газонной травы до деревьев. Поэтому уже в начале XXI века ученые забили тревогу и призвали коммунальщиков искать более экологичные способы борьбы с гололедом, пока российские города не превратились в выжженные пустыни.
XXI век ознаменовался чередой экспериментов в области ПГМ, которые не прекращаются до сих пор. Как правило, новые разработки сначала применяют в Москве. И если они оказываются успешными, их постепенно перенимают другие регионы.
В 2000-2005 годах власти Москвы временно отказались от применения хлорида натрия в пользу хлоридов магния (бишофита) и кальция.
Такой выбор сделали из-за их преимуществ, среди которых:
- Более низкая коррозионная активность по сравнению с хлоридом натрия
- Высокая скорость плавления льда и низкий расход
- Эффективность при низких температурах (до -30°C)
- Более щадящее влияние на растения
Впрочем, и у этих материалов скоро обнаружились серьезные недостатки. Водяные растворы хлоридов кальция и магния отличаются повышенной вязкостью. Сразу после нанесения на поверхность дороги они образуют скользкую маслянистую пленку. От этого сцепление шин с покрытием резко снижается, и движение становится опасным. Кроме того, исследование НИИ ЭЧ и ГОС ИМ. А.Н. Сысина показало, что используемый реагент на основе хлорида магния относится к 2 классу опасности – к высокоопасным веществам.
На фоне всех этих провалов Правительство Москвы в 2007 выпустило постановление «О порядке допуска к применению ПГР для зимней уборки». В нем впервые были даны конкретные требования к составу и свойствам химических противогололедных реагентов. В настоящее время качество ПГМ на территории России и ряда стран СНГ регулируется ГОСТ 33387-2015. В нем детализируются требования к свойствам химических и фрикционных материалов.
В конечном итоге коммунальные службы крупных городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и других) остановили свое внимание на современных многокомпонентных реагентах.
В их состав обычно входят:
- Хлорид натрия
- Хлорид кальция
- Ингибиторы коррозии (например, формиат натрия)
- Биофильные добавки (карбамиды)
А для обработки пешеходных зон, как правило, используются составы на основе мелкого щебня (каменной крошки) фракции 2-5. В отличие от песка, его можно собирать с покрытия и использовать повторно.
Периодически власти различных регионов выступают с громкими обещаниями полностью отказаться от использования химических реагентов. Такие инициативы в свое время выдвигались в Санкт-Петербурге, Москве, Челябинске и других регионах. Но пока что ни один из таких экспериментов не продлился больше одного сезона и не увенчался успехом.
Как видите, проблема применения химических реагентов и вреда от них в России по-прежнему актуальна. А как насчет других стран? Как там борются с гололедом в зимнее время? Давайте об этом поговорим далее.
Зарубежный опыт использования ПГМ
Иногда можно услышать такое мнение, что Россия со своими реагентами против льда безнадежно отстала от остального развитого мира – якобы в Америке и странах Европы уже давно никто не посыпает солью дороги и тротуары. На самом деле это не так.
ПГМ на основе хлоридов натрия и кальция – это самое распространенное противогололедное средство в мире; просто потому, что эффективнее (и, что самое важное, выгоднее) него пока ничего не придумали.
Тем не менее, коммунальные службы разных стран не перестают изобретать новые, иногда довольно забавные решения этой проблемы. Давайте рассмотрим несколько таких примеров.
Кофе, рассол и картофельный сок
В двух крупных городах Украины и Польши – Львове и Кракове – в 2009 году для посыпки тротуаров и парковых дорожек вместо привычного песка использовали кофейный жмых, который на благое дело пожертвовали крупные кофейни. Такой интересный способ позволяет одновременно утилизировать отходы и снизить затраты муниципалитета на покупку ПГМ.
Вообще, тема с переработкой и повторным использованием отходов производства крайне популярна в странах Европы и США. Местные коммунальщики уже успели опробовать огуречный и сырный рассол, а также сок, который остается после производства водки и рома из картофеля.
В общенациональную практику ни один из этих методов пока не вошел. Но кто знает, возможно, в будущем ситуация изменится.
Свекольный сок
Некоторые «гастрономические» эксперименты оказываются успешнее других. В качестве примера можно привести смесь свекольного сока (20%) и высококонцентрированного соляного раствора (80%). Она достаточно широко применяется в Канаде, а также в некоторых холодных штатах США.
Принцип работы у этой интересной смеси такой: главным действующим компонентом по-прежнему остается соль (хлорид натрия, иногда с добавками хлорида кальция). Именно она топит лед и снег.
Свекольный же сок выполняет такие функции:
- Не дает рассолу стекать с дорожного покрытия за счет своей более вязкой и липкой консистенции
- Дополнительно понижает температуру замерзания смеси – этот эффект обеспечивают сахара в его составе
- Снижает негативное воздействие соли на окружающую среду и ее коррозионную активность
Стоит такой реагент достаточно дорого – около 29 центов за литр, тогда как обычный раствор хлорида натрия – всего 5 центов. Поэтому полностью заменить им техническую соль пока не готовы ни в Канаде, ни даже в Америке с ее более мягким климатом.
Подогрев дорог и разбрызгиватели
Еще один инновационный подход к удалению снега и наледи – это подогрев дорожного покрытия при помощи электрических кабелей или труб с теплой водой. Обогреваемые тротуары, парковки и остановочные пункты встречаются в Норвегии, Финляндии, Исландии и Японии. На территории этих стран находится много геотермальных источников, за счет чего установка обогревательных систем выходит дешевле, чем, например, в России.
Также интересными способами уборки снега пользуются на севере и северо-западе Японии, где обильные снегопады зимой – обычное дело. Там свежевыпавший снег топится при помощи разбрызгивателей теплой воды, встроенных прямо в дорожное полотно. А работу по утилизации снега частично берут на себя каналы, проложенные вдоль дорог. В них сбрасывают снег, который затем тает естественным образом и возвращается в море.
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#противогололедные реагенты #противогололедные материалы #пгр #пгм #полезные советы #снег #зима #уборка снега #скользкость #гололед