Мы привыкли считать, что недостижимая эпоха шедевров Карла Фаберже канула в лету, а вместе с ней и секреты мастерства и тонкости русского ювелирного искусства.
Но в Санкт-Петербурге, под сводами настоящего замка живет и развивается искусство Андрея Георгиевича Ананова, идейного последователя традиций Фаберже. И сегодня нашу встречу я посвящаю именно ему и его наследию.
Если есть экстраординарный и невероятно талантливый ювелир своего времени, то это безусловно, Андрей Георгиевич Ананов. С этим удивительным человеком я знакома лично. И могу сказать, что это очень увлеченный и искренний человек, его рассказами всегда заслушиваешься, и только позже начинаешь осмысливать его мудрые слова о жизни и творчестве.
Как все начиналось
Будучи режиссером театра по профессии, будущий ювелир мирового уровня даже не представлял, что буквально в один знаковый день полностью изменится его жизнь и судьба.
Однажды, решив зайти к своему приятелю Юре, будущий мастер случайно увидел стол и несколько необычных ювелирных инструментов. Впервые отпилив надфилем кусочек серебряной проволоки и потом отполировав его, Андрей Георгиевич вышел от своего приятеля совершенно другим человеком. Он безвозвратно заболел этой болезнью, созиданием вечной красоты.
Переезжая из города в город с театральной труппой, у будущего ювелира мирового уровня всегда был тяжелый чемодан с ювелирными инструментами. Ставя спектакли в театре днем, Андрей Георгиевич с упоением предавался новой страсти в ночное время.
Позже, в своей автобиографической книге "Три туза в прикупе" Андрей Георгиевич напишет: "Моя цель была грандиозна и нахальна. Я решил стать новым Фаберже, связать разорванную большевистской революцией ниточку, тянувшуюся из глубины времен, от великих русских ювелиров Шарфа и Позье, Раппопорта и Перхина..."
Рождение ювелирного мэтра Ананова
Решив полностью посвятить себя ювелирному мастерству, Андрей Георгиевич ушел из театра. Тогда еще был СССР, и на частный оборот драгметаллами действовал госзапрет, это было уголовно наказуемым деянием. Поэтому все начиналось втайне, как и любое рождение чего-то великого и светлого.
Однажды Андрей Георгиевич приехал в Гохран и показав ювелирную коллекцию председателю Комдрагмета сказал:
"Если вы - бюрократ и формалист, то снимайте телефонную трубку и вызывайте КГБ, - сказал я, - а если вы профессионал и вам не безразлична судьба русского ювелирного искусства - помогите мне получить право на изготовление этих изделий."
И это случилось. Первый в СССР мандат частному лицу на изготовление ювелирных украшений был выдан именно Андрею Георгиевичу. Уже позже за ним последуют и другие, приоткрывая наглухо заколоченную дверь ювелирного искусства в России.
Находясь в салоне, меня не отпускало чувство эйфории и умиротворения. Так всегда бывает, когда смотришь на возрождение великих традиций давно ушедших мастеров, и понимаешь, что нет столетней эпохи, разделяющей Карла Фаберже и Андрея Ананова. Кажется, что все секреты мастерства перешли от учителя к ученику, в заботливые руки.
Почему именно Фаберже?
Такой вопрос задавали талантливому ювелиру ни один раз. Мне понравились его слова об этой эпохе:
Я любил этот стиль, совершенный в манящем блеске тонко оправленных бриллиантов и зеркально отполированной эмали, напоминающий о безвозвратно ушедшей эпохе дворцов, светских приемов, мужественных подтянутых офицеров и изящных декольтированных дам, меня манила красивая иллюзия прошлого некогда богатой и могущественной державы."
Успех и признание пришли не сразу. Было много трудностей, не хватало рук, в съемной 15-метровой квартирке приходили и работали несколько мастеров, росла маленькая дочка Анюта.
Потратив 25 лет своей жизни, Андрей Георгиевич не только приблизился и продолжил ювелирный стиль Карла Густавовича Фаберже, но и превзошел его в техническом и ювелирном отношении. Высокая планка "возрождения" традиций ювелирного искусства была взята с большим преимуществом.
Сара Фаберже, внучка Карла Фаберже, основавшая затем современную одноименную компанию, не могла поверить своим глазам, увидев тончайшее мастерство и возрождение традиций своего деда.
Сегодня работы Андрея Георгиевича Ананова находятся в коллекциях известных людей по всему миру - князь Монако Альбер, королева Великобритании Елизавета II, королева Испании София, король и королева Малайзии, королева Тайланда, многие государственные деятели разных стран.
В следущей статье я с удовольствием расскажу о нескольких произведениях искусства, видеть которые вживую для меня оказалось ни с чем не сравнимым наслаждением.
Если Вам это интересно, пожалуйста, подпишитесь на канал, и поделитесь Вашими эмоциями в комментариях))