Сладкий вкус - одно из величайших удовольствий жизни. Любовь людей к сладкому настолько интуитивна, что пищевые компании заманивают потребителей, добавляя сахар почти во все, что они делают: йогурт, кетчуп, фруктовые закуски, сухие завтраки и даже продукты для здорового питания содержат сахар и его заменитель.
Дети с самого раннего возраста знают, что конфеты, это вершина пищевой пирамиды. Но проходят годы и вдруг оказывается, что это жутко вредно и надо ограничивать потребление, а иногда и отказываться вовсе. Но как так оказалось, что люди пристрастились к продукту, который нельзя много есть?
Антропологи назвали причину, почему трудно сказать сладкому “нет”.
Фундаментальной проблемой для наших древних предков было получение достаточного количества пищи.
Основные виды деятельности повседневной жизни, такие как воспитание детей, защита от хищников и сам поиск пищи, все это требует энергии. Люди, более опытные в сборе высококалорийной еды, как правило, были более успешны во всех этих задачах. Они сами жили дольше и имели больше выживших детей. У них была большая приспособленность, с эволюционной точки зрения.
Но мало найти еду вообще, важно найти такую, которая принесет больше калорий. Можно целый день жевать какие-то корешки, но этого будет недостаточно чтобы возместить потраченную на добычу этих корешков энергию. А в природе сладость сигнализирует о наличии сахаров, а значит и питательность выше.
Соответственно, способность распознавать сладкий вкус, позволила им быстро оценить калорийность, прежде чем принимать решение, собирать эти плоды или ягоды или поискать что-то более ценное. Обнаружение сладости помогало ранним людям собрать больше калорий с меньшими усилиями. Не зря ведь вкусовые рецепторы, распознающие сладкое, находятся на кончике языка и первыми участвуют в определении попавшей в рот пищи.
Доказательства жизненной важности обнаружения сахара можно и найти на самом фундаментальном уровне биологии - генах.
Даже новорожденные отдают предпочтение сладкому и отвращение к горькому.
Клетки, обнаруживающие сладости, производят рецепторные белки под названием TAS1R2 и TAS1R3. Когда это происходит, они посылают нейронный сигнал в мозг для обработки.
Сравнение с другими генами показывает, насколько глубоко восприятие сладкого встроено в людей. Гены TAS1R2 и TAS1R3 встречаются не только у людей, но и у большинства других позвоночных. Они встречаются у обезьян, крупного рогатого скота, грызунов, собак, летучих мышей, ящериц, панд, рыб и множества других животных. Эти два гена существовали в течение сотен миллионов лет эволюции.
Генетики давно знают, что гены, несущие важные функции, сохраняются нетронутыми естественным отбором, в то время как другие могут видоизменяться, а иногда и полностью исчезать по мере развития видов. Ученые думают об этом как о теории эволюционной генетики «используй или потеряй». Наличие генов TAS1R1 и TAS2R2 у стольких видов свидетельствует о преимуществах сладкого вкуса.
Теория «используй или потеряй» также объясняет недавнее открытие, что виды животных, которые не сталкиваются с сахаром, потеряли способность воспринимать его. Например, многие плотоядные животные, которые мало выигрывают от употребления сладкой пищи, хранят только кусочки TAS1R2.
Кстати, с горечью примерно такая же ситуация. Там тоже большую роль играют гены и эволюция. Раньше горечь обозначала наличие токсинов и мозг реагирует соответствующим образом. В то время как сладкий вкус говорит вам продолжать есть, горький вкус говорит, что надо срочно выплевывать.