Раньше, когда пельмени в магазинах не продавались (да, было такое время, в первый раз я увидела пельмени в продаже в картонных пачках в Минске в 1984 году), они были неординарным блюдом. Самым главным на нашем новогоднем столе.
Перед Новым годом назначался специальный день - день лепки пельменей. Начинали это действо отец с матерью. Мама резала мясо и лук на куски, отец прокручивал это всё на ручной мясорубке. Фарша накручивали много. Солили, перчили... Мама пробовала его на вкус, сырой. Я бы сейчас ни за что не рискнула, а тогда это было вроде нормой. По крайней мере, свекровь тоже так делала.
Потом отца от дальнейшей работы освобождали, а мама замешивала тесто. Только вода, мука и соль. Пельменное тесто должно быть плотным, но в меру. Гладким. Правильным. Вымешивать его было нелегко.
А потом из теста делались длинные колбаски, которые резались на кусочки, напоминавшие мне обалденное лакомство парварду (у нас говорили "параварда") и здесь уже нам с младшим братом дозволялось их сплющивать, чтобы матери потом было удобнее раскатывать лепешечки.
Ну вот, всё готово. Ставилось два табурета, на них - фарш в большой эмалированной миске, чайные ложечки, горки лепешек, пересыпанных мукой и противень.
Мы садились вокруг и начинали лепить пельмени.
У мамы, естественно, они получались красивенькие, один к одному и делала она их очень быстро. Она рассказывала, правда, что знала женщину, которая пельмени делает куда быстрее, чем она, но я не очень в это верила.
У меня первое время получались уродцы, скошенные то в одну, то в другую сторону и, почему-то с очень большой дыркой в середине. Мясо постоянно стремилось вылезти на края, они плохо сплющивались, ну и так далее. Потом наловчилась конечно. Лет через несколько.
А вот брателло (маменькин любимчик) несмотря на то, что был младше меня на 4 года, пельмени лепил ловко. Все его за это хвалили, подлизу, а я злилась).
Коля, брат, в детстве вообще был славным, покладистым и добрым мальчуганом. Матери помогал охотно, мыл полы, любил ходить в магазин за продуктами, знал все цены... Я же была вредной, ленивой и упрямой. Но старшей. Поэтому ему от меня частенько доставалось.
Клали мы пельмени каждый со своей стороны противня. Ровненькие, хорошенькие мамины, колченогие мои и Колькины.
Когда противень заполнялся, мать выносила его на мороз, в холодные сени, прикрыв полотенцем.
Пельменей лепили много, по 500 штук. Когда они замерзали на противне, их ссыпали в тканевые мешки и уносили в сарай. Там их клали в большую выварку для белья, закрывали крышкой, а крышку придавливали камнем. Чтоб мыши не съели.
Когда мы уже долепливали последнюю партию, мама ставила кипятить воду и, к концу лепки, пельмешки для всех нас были готовы.
Ели мы их тогда с перцем и уксусом.
Перцем посыпали сверху, а в блюдечко с разведенным уксусом макали. Это было очень вкусно, не знаю, почему сейчас так не едят. Даже в советских пельменных уксус всегда стоял на столах, если кто помнит.
Помимо мясных, делали пельмени из картошки с грибами. Сами понимаете - это очень вкусно и сытно. А еще - капустные.
Я в детстве отказывалась их есть, потому что начинка, мягко говоря, не внушала мне доверия. Квашенная капуста перекручивается с салом. Ну кто такое будет есть?
Попробовала я капустные пельмени уже будучи старше и поняла, как много я потеряла. Со сметаной они просто восхитительны. Ум отъешь, как у нас говорили. Дёшево и сердито.
В моей семье тоже был такой "пельменный день" в преддверии Нового Года. Мы тоже лепили их вместе: с мужем и сыном. Но потом пельмени стали продавать в магазинах, из праздничного блюда они, мало-помалу превратились в фаст фуд и традиция исчезла. Катюшка, дочка, уже её не застала.
Но я иногда, все же, их делаю сама. Кручу фарш, замешиваю тесто, режу колбаски на подушечки...
И вспоминаю своё детство. Отца, маму. Их уже очень давно нет на свете.
И любимого моего братишку Кольку, ставшего солидным дядей.
Попробуй ему теперь дай подзатыльник).