В 1769 году Россия получила первый в своей истории внешний заём. Три миллиона рублей.
Помогла Голландия. Деньги потребовались для обустройства и содержание Зимнего дворца, государевых резиденций, роскошных парков и дворянских усадеб.
Распоряжалась кредитом лично Екатерина II и уже совсем скоро русский императорский двор стали называть в Европе великолепным.
На балах и маскарадах Екатерина не экономила. Только один Таврический дворец освещали сто сорок тысяч лампад и несколько десятков тысяч свечей. Бюджет трещал по швам.
Но это еще полбеды
Многочисленные гости вели себя, мягко говоря, неадекватно. Беспробудно пили, а потому не танцевали. Били фарфоровую посуду, назойливо приставали к фрейлинам. Оставались во дворце неделями, хаотично бродили по залам, постоянно отвлекали от дел прислугу и даже саму Екатерину.
Однажды императрица не выдержала и написала своему фавориту Григорию Потёмкину: "Я к Вам прийти не могла по обыкновению, ибо границы наши разделены шатающимися всякого рода животными. Мое терпение лопнуло! Я наведу здесь порядок!".
Эрмитажный этикет
Екатерина сочинила его сама и строго следила, чтобы новые правила поведения исполнялись неукоснительно.
"Есть и пить вкусно и сладко. Но не до такой степени, чтобы забывать свои ноги под столом, когда начнутся танцы".
Танцы танцами, но русская императрица хотела сохранить еще и сокровищницу Эрмитажа.
"Дорогие фарфоровые статуэтки и прочие вещицы разглядывать глазами. А если попадут оные в руки, то их по забывчивости в карманы не класть".
Чтобы приглашенные неделями не шлялись по дворцу, Екатерина предписывала вежливо, но настойчиво выпроваживать гостей восвояси, а дежурным офицерам строго-настрого приказала: "Гвардейцам задерживаться после смены караула для игр в карты с великими князьями запрещено".
Екатерина не любила многословности. Длинные витиеватые речи придворных, запутывающих мысли слушателей, ее раздражали.
Нарушителю полагалось выпить стакан холодной воды или прочитать страницу поэмы "Телемахида".
Эпическая поэма Василия Тредиаковского, написанная сложным для восприятия языком, считалась в те времена непонятной и даже абсурдной.
В качестве высшего наказания Екатерина требовала выучить наизусть сразу десять стихов поэмы "Телемахида".
Народ решил – лучше придворные правила не нарушать.
Зимний дворец. Жемчужина Санкт-Петербурга. Эрмитаж. Главная сокровищница северной столицы. Просторные залы. Редкие экспонаты. Картины различных эпох. Покой. Тишина. Умиротворение.
Никто не крадет миниатюрные фарфоровые статуэтки. Не выпивает из серебряных кубков и не бьет старинные китайские вазы.
📌 Вашему вниманию: