«Дочка очень плохо ест. Может перебиваться только печеньками, даже воду не просит. Приходится заставлять. Каша и супчики - тоже с боем. Вроде и вкусности всякие готовлю - но все мимо. Уговариваю, упрашиваю, но все никак. Очень переживаю, ей всего 3,5 годика. Самочувствие у нее хорошее, активная и озорная».
- Уговоры, а тем более угрозы не способствуют проявлению аппетита у ребенка, - отвечает консультант по детскому питанию и грудному вскармливанию Анастасия Шуюншбаева. - Поэтому, если ребенок отказывается от еды, здесь нужно разбираться с причинами.
Почему же малыш отказывается от еды?
- Период прорезывания зубов. Отнеситесь с пониманием к ребенку в этот период. Вспомните, хотите ли вы сами есть, когда у вас зубная боль? Продолжайте предлагать еду, но ненавязчиво;
- Не нравится вкус, температура, консистенция. Здесь вы можете экспериментировать. Пусть ребенок пробует блюда разных вкусов: сладкое, соленое, горькое, кислое. Пробуйте разные консистенции и текстуры. Суп можно приготовить обычным способом, а можно сделать суп-пюре. Овощи запечь, нарезать свежие, потушить, приготовить на гриле;
- Негативный опыт предыдущих кормлений. Если вдруг кто-то из родителей накричал, отругал или просто выяснял отношения за столом;
- Недостаток железа. В этом случае необходимо сдать анализ на гемоглобин;
- Нет пищевого интереса. Дети с самого начала прикорма начинают пробовать что-то только потому, что им это интересно. А для того чтобы наесться, у них есть мамино грудное молоко. Поэтому очень важно работать с пищевым интересом.
Что нужно делать, чтобы проявить пищевой интерес?
Наша задача как родителей, это создать все условия для приема пищи, а задача ребенка решить что он будет есть и сколько, и будет ли есть вообще.
- Позаботьтесь о сбалансированном рационе, где включены все группы продуктов: овощи, фрукты, зерновые, белки, молочные продукты. Не бойтесь включать бобовые в рацион!
- Предоставьте ребенку выбор;
- Обсуждайте все, что связано с готовкой, говорите о продуктах. Смотрите фильмы о еде с детьми постарше. С малышами можно порисовать, читать сказки про здоровое питание, играть в игрушечные продукты. Проговаривайте, какие продукты дают силу, ум, какие витамины мы получим из перца, а какие из яблока;
- Обучайте конкретным навыкам. Как выбирать продукты, как почистить, нарезать, подать на стол;
- Не давайте указания во время еды – типа «Выпрямись! Сядь нормально!». Поощряйте попытки самому использовать столовые приборы, кушать самостоятельно. Хвалите за аккуратность. Используйте невербальные методы поощрения: жесты, улыбка, зрительный контакт, кивок. Показывая тем самым, что вы заметили и да, ты все делаешь правильно.;
- Не используйте гаджеты, телевизор для того, чтобы накормить малыша. Ведь тогда процесс контролирует не ребенок, а родитель. А у ребенка теряется связь с его телом, ему становится сложно распознать чувство голода или насыщения.