Помните анекдот про обезьяну? Собрал лев - царь зверей на поляне и приказал всем разделиться на две группы: налево - умные, направо - красивые и только обезьяна осталась стоять в центре поляны. Лев зарычал:
- Ты почему стоишь?
- Не могу решить куда пойти, я и умная и красивая.
Не поверите, но любой мастер, который решил связать своё творчество со стеклом, чтобы не оказаться в положении обезьяны из анекдота, должен выбрать что-то одно... но так не хочется этого делать.
Посудите сами, производителей художественного стекла в мире несколько десятков, но самых популярных можно пересчитать по пальцам двух рук. Каждый производитель хочет "подсадить" на своё стекло как можно больше мастеров - ведь это его хлеб.
Чем больше будет у него покупателей, тем больше прибыль. Вот и стараются они выпустить побольше расцветок, оттенков, миксов. Естественно, каждому мастеру хочется иметь все самые красивые стёкла в своём арсенале, но это несбыточная мечта - виной тому КТЛР.
КТЛР - это коэффициент теплового линейного расширения (на английской мове - COE).
COE стекла обозначается от 0 до 104. Твёрдые стёкла с коэффициентом ниже 80, практически не расширяются, тогда как мягкие... ну на то они и мягкие. Все художественные стёкла имеют этот показатель в районе 82 - 104, поэтому они считаются мягкими.
Производители стекла, за небольшим исключением, не выпускают стёкла с разными COE, а придерживаются какой-то одно системы. И, если мастер выбрал для себя одного производителя с одним COE, то стекло с другим коэффициентом он уже не сможет использовать.
Поэтому ещё до того, как вы что-то соберётесь покупать из стекла - нужно определиться для себя: на какую систему COE "сядете". Итак, существует четыре группы художественных стёкол в зависимости от COE:
- флоат стекло с COE 82-84: китайские стёкла, брянские стёкла, Pilkington, Youghiogheny, Armstrong, Deco, Vidriarte, Juraglas и небольшие крафтовые мастерские стекла;
- COE 90 - китайские стёкла, BULLSEYE, Schott, UROBOROS и небольшие крафтовые мастерские стекла;
- сиcтема 96 - китайские стёкла, Kokomo, Wissmach, UROBOROS, Spectrum (Oceanside Glass&Tile);
- COE 104 - китайские стёкла, Effetre Moretti.
Как вы, наверное, заметили, в каждой группе есть китайское стекло. Китай традиционно выступает в роли той самой обезьяны из анекдота. Дети товарища Си пытаются усидеть одним местом сразу на четырёх стульях и выпускают стёкла всех групп. Но, как всегда, это сказывается на качестве. Мы несколько раз обожглись с китайскими стёклами, поэтому решили не рисковать репутацией и не тратить нервы, время и деньги:
разочарование от низкого качества намного сильнее, чем радость от сэкономленных денег.
Так что ни у одного мастера ни разу не получилось набрать самых красивых стёкол из каждой группы и их запечь вместе - любая попытка совместить несовместимое обречена на провал. Рано или поздно такой Франкенштейн, собранный из разного стекла, потрескается и отправится в утиль. Даже малюсенький кусочек стекла с другим COE может испортить большую композицию из художественного стекла.
Как вы понимаете, учитывать COE стекла очень важно - каждый уважающий себя производитель тщательно тестирует все свои стёкла на совместимость. Но даже это не является гарантией того, что у вас не будет трещин и "взрывов" готовых изделий.
Стёкла красят оксидами металлов и они, пусть немного, но всё же изменяют COE. Поэтому, когда мастер собирает композицию из 2-3 или даже 4 слоёв стекла разных цветов, натяжение между слоями может быть настолько велико, что, опять же, всё разорвёт в клочья.
И слезами тут не помочь, как говорится, поздно пить боржоми, когда почки отвалились.