Редкий, можно сказать уникальный экземпляр техники попался нам на глаза при очередном проезде по М7 во Владимирской области.
Прицеп-цистерна АЦПТ-0,9 с полустёршейся надписью КВАС размещена над проходными пивзавода в городе Лакинск прямо рядом с трассой.
В моём детстве такие бочки с разными продуктами стояли на всех бойких местах в городе.
Дети из них покупали квас, мужикам были интереснее бочки с пивом, мамы и бабушки стояли в очередь к цистернам с молоком.
Внешне все они были похожи, жёлтого цвета, с непременной кругленькой продавщицей в белом переднике и колпаке.
К вопросу санитарии и прочих подобных мер в то время относились очень легко.
Прохладительные напитки продавали в двухсотпятидесятиграммовых многоразовых гранённых стаканах или поллитровых пузатых кружках с ручкой.
Схема простая: выпил - верни.
Продавщица возьмёт стакан, перевернёт его поставит на специальный диск с дырочками, нажмёт и ополоснёт струйками водопроводной воды.
Стакан готов попасть в руки следующему покупателю.
Теми же руками продавщица брала деньги, открывала кран и наливала напитки, а потом протирала рабочее место.
В наше время, подобный уровень обслуживания кажется уже совсем не ОК, а в позднем СССР люди были менее притязательны и рады хотя бы такой возможности утолить жажду и разнообразить стол.
Прицеп-цистерна АЦПТ-0,9 для кваса был разработан в 1967 году.
Обозначение типа расшифровывается как АвтоЦистерна Пищевая Теплоизолированная эксплуатационной ёмкостью 0,9 тысячи литров (900 литров).
Конструкция могла различаться в зависимости от завода-производителя и года производства.
Часть цистерн была стальной, часть алюминиевой, часть дополнительно утеплённой пеной.
Некоторые модели комплектовались 30-литровым баком для воды (для рукомойника или ополаскивания посуды).
Бочка устанавливалась на унифицированный прицеп ТАПЗ-755А, который использовался для множества модификаций советских прицепов.
Любопытно, что колёса прицепа выглядят уникальными, но в то же время они совместимы с колёсами от УАЗика по размеру и ступице.
АЦПТ-0,9 выпускается и сейчас, внешне отличаясь более технологичными формами и обновлённым базовым шасси ИАПЗ-8019-01 с плоскими крыльями.
Но в квасной инкарнации я их уже давно не встречал, только в фермерско-молочной.
Двигаясь по М7 в направлении Москвы пропустить этот памятник очень сложно, потому что на очередной развязке-развороте в центре Лакинска мы едем прямо на него около 10-15 секунд.
Написал и захотелось вспомнить вкус советского кваса.