Говаривали: «Масленица блинами хвалится. А блин тем и славится, что посланцем солнца является!» Нередко испеченный на сковородке блин, румяный, зажаристый, сравнивая с солнцем, жарким, пахучим, сладким, пестующим урожай и здоровье, наши предки говорили так: «Во сметане да в масле, в твороге да в малине, катись, солнышком оборотись!»
Масленичные обрядовые песенки были веселыми, звали народ полакомиться вдосталь, согреть душу:
«Как на масленой неделе
из трубы блины летели!
А какие блины?
- Да пшеничные,
да овсяные,
да ячменные!
Народ, не зевай,
рот пошире открывай!»
Был в старые времена обычай, в третий день Масленичной недели уставлять праздничные столы рядом с горушкой, где намечалось на Проводы - разжигать костер. На столы уставляли несколько больших самоваров с медными с трубами, с углями в жаровне. За самоварами присматривали самоварщики. Они припасали заранее воду, бересту, лучину, в закрытых пестерях – угли. Чем опытнее самоварщик, тем знатнее чай. Он знал, когда пора самовары «ставить», т.е. начинать разжигать в жаровнях угли, самоварничать, разливать чай по глиняным чашкам.
Холщовые мешочки, обвязанные веревочками, были набиты сушеными травами, ягодами, целебной корой. Чаи из смородинового листа, из шиповника, из цветов ромашки, травяные сборы… Обо всем этом богатстве сегодня неведомо. Сегодняшние травяные чаи – совсем иные, бедные!
Так вот, холщовые мешочки с тем или иным сбором опускался в кипящий самовар, веревочки вытягивали наружу, прижимались крышкой самовара, чтобы мешочек можно было со временем заменить другим.
В это день, если деревня была большой, кто-то из крестьян сряжал сани и ездил от двора ко двору. Хозяйки выносили к общему столу блины, масло, сметану, варенье. И, конечно же – сусло, пиво. Столы накрывали самоварщицы – помощницы самоварщиков. Они доставали из саней, укрытые шубами, хранящие пыл, горячие блины, лишь когда вся деревня собиралась, оглашаясь песнями.
От каждого двора на праздник сходились сельчане. Домочадцы усаживали в санки ребятишек. Интересно, что девушки просили позволения повезти саночки с малым дитем. Считалось, что тогда им скоро прибудет счастья, выйдут замуж.
Когда собирались у столов, то первыми брали блины старики, родители, затем молодежь и дети. Вмиг веселье стихало. Первый блин все ели в тишине в память о покойных родных, родителях. А потом – начинали славить Масленицу! Не зря ведь – Лакомка пришла!