Не хотели бы вы отведать водки с серной кислотой? А с известью? Со свинцом или медными окислами? Тут привычный ацетон и родимая сивуха уже не так страшны становятся. Мнение, что алкоголь подделывают только сейчас и только у нас, ошибочно. В Российской империи и за её пределами тоже были барыги, которые хотели извлекать повышенную прибыль из пьянства соотечественников.
Авторы конца XVIII — начала XX веков описывают разные изъяны в продаваемых напитках, как умышленные, то есть допущенные с целью наживы, так и невольные, которые произошли случайно.
В продажной водке часто можно встретить свинец, сургуч, окись меди, железо и проч. примеси. Примеси эти нельзя считать умышленными; они происходят от неосторожности, которой нужно избегать.
Так, например, окиски меди, встречаемые в водке, происходят от того, что перегонные аппараты состоят из множества медных трубок и тарелок, внутренние части коих лишены полуды, а иногда и вовсе нелужёные окисляются, и растворимая в перегоняемой жидкости медная соль поступает вместе с охлаждённым спиртом в приёмник.
Окись свинца точно так же попадает из аппарата, потому что медники, продавая аппараты с веса, подливают свинец с целью увеличить его.
М. Иоганисбергер, «Аристократический буфет», Москва, 1872 год
То есть, бодяга начинается уже на стадии приобретения аппарата: медники шельмуют с металлами!
Медь вообще-то необходима нашему организму, но от её избытка разваливается печень и страдают почки. В Индии раньше повсеместно кипятили молоко в медной посуде, что даже стало причиной появления особого диагноза: цирроз печени индийского детства.
С неумышленными примесями разобрались. А что же с умышленными?
Для придания водке «товарного вида», чтобы сделать её гуще, тягучее, в напиток добавляли «адрагант» — камедь (смола) кустарников рода астрагал. Водка такая приобретала вид густого масла. Эта примесь не вредная, но обман. Хотя вот сейчас в алкоголь для этих целей добавляют глицерин и ничего.
Чтобы придать водке «игру», то есть сделать её искристой и блестящей (кому это нужно?), ушлые виноторговцы добавляли в напиток спирт Миндерера с белым мылом. Спирт Миндерера — это ацетат аммония, сейчас разрешён в качестве пищевой добавки в Австралии и Новой Зеландии.
Для получения всё той же «игры» и придания водке острого, щиплющего вкуса, примешивали к спиртному раствор медного купороса. Помните, такая синяя водичка на уроках химии? Вот его и лили в водку. Она получала лёгкий синеватый отлив и на вкус становилась крепче. Это уже, конечно, беззаконие, за такое сажали в царской России, но кого это останавливало?
Владельцы питейных заведений в Российской империи прибегали и к менее токсичным добавкам. Например, чтобы сделать зелье позабористей, в бочки, где хранилась водка, клали чёрный или стручковый перец, цветы хмеля и даже листовой табак. Это часто приводило к расстройствам пищеварения у завсегдатаев, и даже смертям от переизбытка алкалоидов: мало того, что спирт, так ещё и никотин. Столько счастья сразу ни одно сердце не выдержит.
Как продать водки меньше, а денег выручить больше?
Очень просто: надо её разбавить. Крепость падает, зато объём увеличивается. Но крепость научились поднимать серной кислотой («купоросным маслом»).
Серная кислота возвышает число градусов незначительно; но главное, что серная кислота усиливает жгучесть ея [водки] и обманывает орган вкуса. Кроме того, прибавление серной кислоты в фруктовые водки в большинстве случаев придаёт букет и вкус старой устоявшейся. Это зависит от того, что серная кислота развивает в алкоголе эфир (серный), который в самом деле придаёт напитку некоторую старость.
М. Иоганисбергер, «Аристократический буфет», Москва, 1872 год
Представляете?! Покупаете водочку, а она с серной кислотой! А вы говорите метанол... Словом, друзья, всегда пытались нашего брата налюбить, напоить палёнкой за кровно заработанные. И очень наивно в этой связи звучит призыв Иоганисбергера к промышленникам: