Найти тему
Язва Алтайская.

Пельмени с капустой.

-Ну девки, сказывайте, чем нынче ужинать будем? Не придумали ишшо чем животы набивать станем?

-Никаво ишшо не думали. А ты коли придумал, так сказывай, можа по твоёму меню сготовим, да же, Светочка?

Фото прислала знакомая.
Фото прислала знакомая.

-А каво тута думать-гадать? Пельмени, каво ишшо-то.

-Ну, пельмени, так пельмени. А с кем пельмени-то делать будем? С мясом?

-Да неохота с мясом. А давай, Дина, сегодня с капустой сделам пельмени, ну те, мои, которы из детства.

-А капуста-то промерзла или нет ишшо?

-Промерзла, как жа ей не промерзнуть, когда такой морозяка стоял! Ну я пойду, наберу капусты-то?

***

Большой, круглый стол плавно перекочевал со своего места на середину кухни, лишившись своего одеяния в виде клеёнки. Это бабушка Дина так привыкла лепить пельмени, чтобы и сериал свой любимый не пропустить, и время не теряя ужин готовить.

Я сижу с надутыми губами. Ну что за глупости- пельмени с капустой? Да разве же это пельмени? Ну вареники еще согласна, но чтобы такую гадость пельменями называть- это уже слишком. Вот что в них вкусного, не понимаю. С мясом- это да, это очень вкусно, а тут- капуста квашеная на зубах хрустит, вкус непонятный.

-Деда, почему ты их так любишь, эти свои пельмени с капустой? Да и не пельмени это вовсе. Они же совсем не вкусные!

-А и хорошо, Светочка, что тебе эти пельмени не вкусные. Хорошо, что ни отец твой, ни мать, ни ты сама голод на себе не испытали, что зря в рот не тянули, лишь бы брюхо набить, да голода не чуять. Сейчас продукты все вволю, и мясо едим кажный день, а не только по праздникам, а тогда, в войну, и с капустой пельмени в радость были.

***

Война-то когда началась, я ишшо совсем махонький был, чуток поменьше тебя. По первости никто и не верил, что затянется та война надолго, думали, что мигом врагов-то победим, да жить лучше прежнего будем.

А вышло все вон как. Долгая та война была, трудная. Голодное время было. Тятьку когда на фронт призвали, совсем мамке туго стало. Мы все- мал мала меньше, рты-то разивам, есть просим. Всяко бывало, и голодом сидели, и по полям- лесам шатались, чтобы съестное найти. Нам-то, в деревне полегче было, лес рядом, речка, совсем с голоду не пухли, но и от жиру не страдали.

По полям помню ходили, коли осень была, так колоски пшеничные собирали. Не помню уж, зачем и кто, но поля после уборки жгли. А пшеница в колосках кое-где ишшо стояла. Так вот мы, ребятня, ходили, крадучись искали эти колоски. От как щас помню, найдешь этот колосок, на ладошку положишь, второй сверху прижмешь, и ну его мять- шелушить, а потом, когда зернышки от шелухи отойдут, обдуешь их, и в рот. И вот веришь-ли нет, внученька, до того вкусны те зернышки были, аж сладкие, поджарены таки.

-А почему вы прятались, когда их собирали? Они же никому не нужны!

-Это нынче целыми полями бросают, не нужон никому хлеб, а в те годы, в войну-то, кажный колосок, кажно зернышко дорого было. Все на войну уходило, солдатов кормить, вот и нельзя было ничего собирать. Людей к стенке ставили за горстку пшеницы, ну а мы, мелюзга, и драла нас мать, и шумела на нас, а нам есть-то охота, вот и бежали на поля, то картоху собирали, то пшеничные колоски. Про мясо и думать забыли, как пахнет, како оно, мясо-то.

После войны маленько легче стало, огороды себе теперь сажали, и картоха была, и капуста. Мать-то моя, покойница, как наквасит этой капусты целу кадушку, и ить все съедали, никаво не выкидывали. С мясом-то и в ту пору туго было, все как-то перебивались. Так мамка обманывала нас. Налепит пельменей, а внутрь его вместо мяса капусты квашеной накладет. А нам каво надо-то, пельмень ить, пусть и не с мясом. Наедимся, что дали, да дальше идем.

Опосля уж и мясо вволю стало, мы уж с бабушкой твоей поженились, а все одно шибко люблю я те пельмени с капустой. Нет-нет, да и захочется вкус горького детства вспомнить. Ты уж не серчай, коли не хошь с капустой , баушка тебе с мясом с десяток сделат, тебе и хватит. А весной я тебя за слизуном свожу, с им пельменей наделам. Ох, и ядрены оне, коли картошечки в их добавить, да сальца маленько.

***

Налепили пельмени, сидим, едим. Откусила я тот пельмень с капустой, и вот не поверите, другими глазами на него посмотрела. Наверное и правда, когда есть хочется, и такой пельмень слопаешь.

-Ты в маслице-то постное помакни его, так вкуснее будет.-Это дед учит меня правильно есть такие пельмени.

И действительно, очень вкусно!

А дед сидит, смотрит на меня и на бабушку с хитринкой во взгляде, и улыбается.

-Бабка, а помнишь, как я с города голодный приехал?

-Да помню, как же не помнить!

-Деда, расскажи!

***

Молодой я ишшо был совсем, у нас только Сережка народился. Конь меня шибко потрепал, да так, что я в больницу угодил. А в больнице кака еда- смех один.

Отлежал сколь надо, выписали меня домой. Время-утро ишшо, а автобус только вечером. Есть охота. Ну, думаю, пойду в столовую, куплю пельменей, хоть наемся.

Пришел- там очередь от двери. Дождался, женщина меня спрашиват- чего мол вам? -Пельменей, говорю.

-Сколь вам?

Ну думал я, что там пельмени-то как наши, домашние. И заказал 10 штук.

Сел с чашкой этой за стол, и думаю- толи есть их, толи плакать. Знал бы, что таки маленьки, 30 штук бы взял. Съел. Маловато будет, это ить не бабушкины пельмени, где 2 съел и сыт. Тут мужчина за соседним столом- что, мол, не наелся?

-Да маловаты пельмени-то. Ишшо бы взял, да стыдно, скажут-откуда ты такой прожорливый взялся?

-Иди, говорит, и никого не бойся. Кто тебя тут знат, чтобы судачить?

Послушался я мужика, опять очередь отстоял, добавки взял. Наелся, а к дому уж подъезжал, так снова оголодал. А дома меня уж Дина с домашними пельменями встречала. Уж тут наелся, так наелся, от пуза.

А на другой раз ученый стал, уж сам людей учить начал.

Послали меня от колхоза молоко с фермы на молоканку везти в Змеёв( в Змеиногорск)

А тогда ишшо машин-то не было специальных, возили флягами, на конях. Летом в телеге, зимой на санях. Ездили короткой дорогой, через брод. Дело-то аккурат весной было. Лед ишшо вроде и стоял, а уже слабый был. А мы с напарником, 2 дурака, нет бы нижним бродом ехать, там мельче, а мы верхним рванули. Ну и чуть не утопли сами и коня чуть не угробили. Кое как вылезли из воды, фляги выловили, одежку выжали, да дальше поехали. А еда-то наша размокла вся, некого нам есть теперь.

Приехали на место, молоко сдали, напарник мне и говорит.

-Пошли-ка Андрюша в столову сходим, а то, пока до дому доедем кишки к спине прилипнут.

Ну а я каво? Пошли, говорю.

Пришли мы в столову, народу там! Достояли очередь, я себе 30 пельменей беру, а напарник смеётся, потешатся надо мной, мол, лопнешь ты, Андрюша. Я вот дома больше 15 не съедаю, и тут 15 штук возьму.

Съел он свои 15 пельменей, и вижу жа, что не наелся, облизыватся сидит. Он ить тоже думал, что тут пельмени, как дома, тожа никогда по столовым не хаживал, откель ему знать было, что там оне маленьки! Ну сходил, взял добавки, наелся, да домой поехали.

Вот так-то, внученька. Что с мясом, что с капустой, а все одно пельмень ить по форме, надо было тогда чем-то желудки обманывать, вот и вымудряли, как могли мамки наши. И ниче, все выросли, живы-здоровы, не помёрли и на капусте.

Это еще одна история из цикла " Сказки дедушки Андрея".

Конечно, эта история совсем не похожа на сказку, ничего сказочного в ней нет. Страшно это, когда голод и война. Хотя, то, чем нас кормят сейчас в магазинах будет пострашнее любых пельменей с капустой. Иногда лучше наверное капусту съесть, чем то мясо или колбасу, которую нам предлагают.

Берегите себя, берегите своих родных и близких, родителей, бабушек и дедушек, и пусть никогда у вас не будет таких страшных воспоминаний, как у них, у наших любимых бабушек и дедушек, у детей и участников войны.

С вами как всегда, Язва Алтайская.

Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.

А тут еще интересные истории.

Еда
6,93 млн интересуются