Продолжу разговор об Иване Шмелеве. Вчера я сказала, что считаю писателя основателем новой традиции изображения в русской литературе маленького человека. Речь о его "Человеке из ресторана", повести, написанной в 1910-м году от лица официанта Якова Софроныча Скороходова. Которая, на мой взгляд, стала традицией и позже породила у нас череду таких произведений: "Карусель" Юза Алешковского, написанную от лица рабочего завода, "Остановите самолет, я слезу" Эфраима Севелы, уже от лица парикмахера из "Интуриста", ну и письма Мартину Алексеевичу из "Нормы" Владимира Сорокина, хотя последний пример подходит чуть меньше. Возможно, в этот ряд следует включить произведение Эдварда Радзинского "Я стою у ресторана" - исповедь такого же маленького человека, но от лица женщины. Достоевский описал своего мечтателя из "Белых ночей", Пселдонимова из "Скверного анекдота" как человека маленького, жалкого, жалеющего себя и потерю в себе достоинства. Как и Гоголь - своего Акакия Акакиевича, по большому счету
"Человек из ресторана": как связаны Достоевский, Гоголь, Алешковский, Севела, Сорокин, Райкин и Протазанов
26 октября 202126 окт 2021
747
3 мин