Сервис VL.RU ЕДА свернулся за два дня. Словно спасался бегством. И репутация – последнее, что его беспокоит. К агрегатору были подключены 130 кафе и ресторанов Владивостока. 20 октября 2021 года их поставили перед фактом, что с 22 октября VL.RU ЕДА прекращает работать. Владельцы заведений общепита намерены требовать возмещение убытков из-за невыполненных договорных обязательств.
Сервис VL.RU ЕДА создан ООО «ФарПост» - крупной IT-компанией, основанной во Владивостоке в 1998 году программистом Егором Николаевым. Компании принадлежат сервис объявлений Farpost, автосервис Drom.ru, сайт совместных покупок 100sp, скидочный сервис «ЛовиКупон», справочники Vl.ru (Владивосток), DVhab.ru (Хабаровск), новостной портал Newsvl.ru и др.
В ноябре 2018 года «ФарПост» одним из первых на Дальнем Востоке запустил мобильный сервис по приёму заказов и доставки еды из ресторанов и кафе. «Яндекс.Еда» и Delivery-club только-только присматривались к отдалённым регионам России, а оранжевые курьеры с надписью VL.RU ЕДА уже разносили по Владивостоку горячие заказы.
Когда в город зашли «глобалисты» «Яндекс.Еда» и Delivery-club, местный сервис довольно успешно конкурировал с ними. Он был «своим парнем» на рынке, предлагал более выгодные условия. Программисты «ФарПоста» настроили интеграцию сервиса VL.RU ЕДА с системами автоматизации кафе и ресторанов и оказывали техподдержку. Новостные ресурсы компании регулярно выпускали материалы о состоянии дел в общепите, кто и как выживает во время пандемии.
«Последние несколько месяцев «Яндекс.Еда» активно набирал обороты», - рассказывает управляющий партнёр сети стритфуд-кафе «Чифань» Дмитрий Марков, – «Если судить по нашей компании (а мы в лидирующей группе по количеству заказов на сервисах доставки), то к сентябрю выручка от Vl Еда и Яндекс.Еда стала распределяться 50/50. До этого лидировал ВЛ».
Внезапное решение закрыть сервис по доставке еды руководство «ФарПоста» объяснило тем, что им так и не удалось вывести проект в прибыль, несмотря на растущее количество заказов и клиентов.
«Чтобы продолжать оказывать услуги на том же уровне – быстро доставлять еду, развивать инфраструктуру – требовались постоянные вложения. Мы не хотели ухудшать условия сотрудничества с партнёрами и увеличивать комиссию, брать с покупателей дополнительные деньги за доставку или вводить сервисные сборы. А без этого вывести проект на самоокупаемость в текущих условиях оказалось невозможным», – приводит цитату неназванных менеджеров VL.RU ЕДА сайт Newsvl.ru
Такие оправдания вряд ли утешит участников рынка. Это второй удар по общепиту за неделю после решения местных властей ввести в Приморском крае с 15 ноября систему QR-кодов для посещения ресторанов, кафе, фитнесс-центров и других мест массового отдыха. Ожидаемый отток клиентов рассчитывали «наверстать» доставкой, которая спасала во время локдауна.
После того, как в марте всех посадили на карантин, ресторанный холдинг «Би-Эс-Би Медиа» объединил два своих ресторана в один под общим названием Syndicate-Port café и подключил его к сервису VL.RU ЕДА. Со слов генерального директора Эдуарда Рябкина, в марте-июле 2020 года агрегатор обеспечивал ресторану 60-70% заказов. Когда ограничения сняли, процент заказов «на доставку» резко снизился и в последнее время составлял 5-6 %. В компании рассчитывают подключиться к другому агрегатору до введения QR-кодов. «Мы сотрудничали только с VL "Eда", это требование было заложено в договоре с ними. С каждого заказа сервису мы платили 18%», - уточнили в «Би-Эс-Би Медиа».
Предприятия общепита, ориентированные исключительно на доставку, от внезапного закрытия VL.RU ЕДА пострадают больше. «Альянс Фуд Групп», которой принадлежит Pizza LaRenzo, подключился к сервису в числе первых и сотрудничал только с ним. Через VL.RU ЕДА в Pizza LaRenzo поступало 1500-2000 заказов в месяц - это 20% от ежемесячного оборота. «Альянс Фуд Групп» намерен судиться с VL.RU ЕДА и требовать возмещение убытков из-за внезапного расторжения договора.
«Нас предупредили о расторжении договора за один день, а не за 30 дней, как прописано в условиях. Из-за сокращения оборота мы будем вынуждены пойти на увольнения некоторых сотрудников. И нести расходы на выплату им компенсаций. Мы сейчас в непростом положении перед поставщиками. Рассчитывая на те заказы, которые мы в течение трех лет получали от VL.RU ЕДА, мы заключили договоры на определённый объем продуктов, количество упаковки и т.д.», - говорит директор «Альянс Фуд Групп» Любовь Охрименко.
Ушли некрасиво. Побросав всех. От компании «ФарПост», которую называют «единственным IT-гигантом Дальнего Востока», никто не ожидал такого фортеля.
«Закрытие VL.RU ЕДА для меня сигнал, что региональный бизнес становится слабее», - считает Алексей Бунтуш, директор агентства интернет-маркетинга SEALINE DIGITAL, - «Местный бизнес проигрывает глобальным компаниям. Происходит федерализация, централизация рынка. А это ведёт к тому, что в регионах становится меньше возможностей для самостоятельных решений, для самореализации. Люди продолжат уезжать с Дальнего Востока. Чем хуже здесь местным компаниям, таким как «ФарПост», тем хуже для демографической ситуации. Все мы понимаем, что никакая льготная ипотека не имеет смысла, если у тебя нет заработка. А чтобы хотелось тут остаться и работать, профессионально расти, нужны сильные региональные компании, которыми бы гордилось местное сообщество».
Да пребудет с нами Сила! А на что ещё надеяться, когда живёшь в «Провинциальном DIGITALe»? Ваши мнения ждём в комментариях!