К сентябрю даже в северных частях Европы заканчивалась битва за урожай хлеба. Мука и зерно надежно упрятаны, поля подготовлены к следующему сезону, первые булки съедены.
Наступало время сбора винограда.
Виноград был вторым продуктом Средневековья: сразу после хлеба. Этому помогло христианство: хлеб, виноградные продукты (простите за мой «дзенский») и пчелиный воск нужны для проведения службы.
Крестьянский календарь
Виноград, провисев на лозах до конца уборки хлеба, начинал бродить ещё на ветках. В Средневековье это никого не смущало: виноград всё равно нужен только для одного.
Вода была грязной и опасной, ячменные, пшеничные и яблочные напитки считались грубыми, а компот — это для средневековых слабаков. Поэтому в сентябре каждый складывал свой виноград в бочки и давил.
О самых нищих домохозяйствах говорили: «у них нет даже виноградника».
В октябре пробовали первые результаты, но лучше — в ноябре, декабре.
Монастырский календарь
Кроме созревания напитков, в это же время начинаются другие явления. Они портят настроение людям уже не первый век: «пышное природы увяданье», поздний восход, ранний закат. То есть темень и скукота, причём сразу после активного лета.
Даже церковные календари посвящали середину осени «виноградным делам».
И монастыри преуспевали в этом: известнейшие современные сорта напитков и сыров вышли из осенних монастырских подвалов семь веков назад.
Подписывайтесь на канал, чтобы видеть больше статей о средневековье, посты и ролики, которые дзен показывает только подписчикам. Каждый день — исчезающие посты о материальной культуре средневековья или ролики о выставках и книгах. Каждую пятницу — интересные тесты. Спасибо за лайк!