О яйцах Фаберже не слышал только ленивый. Они стали символом богатства и роскоши императорской семьи и навсегда вписали в историю имена своих создателей. Кстати, трудился над коллекцией не только легендарный Карл Фаберже. На него работали десятки ювелиров, а некоторые из них имели собственное дело и привлекались лишь по особым случаям. Например, для создания пасхальных подарков дорогой императрице.
Известно о 71 экземпляре, из них 52 относились к императорской коллекции. Остальные были изготовлены для частных заказчиков и зачастую не являлись оригинальными, а повторяли подарки императрицы. Четких указаний по поводу внешнего вида изделия ювелирам не давали. Яйцо должно было быть уникальным, а внутри должен находиться сюрприз. Поэтому мастера могли реализовывать самые смелые свои фантазии.
Традицию начал Александр III в 1885 году, а его сын благополучно продолжал ее до самой революции. Одним из первых подарков было ювелирное яйцо «несессер», созданное в 1889 году для Марии Федоровны. Оно сконструировано в виде футляра, в котором предположительно находились драгоценные предметы. К сожалению, яйцо было утрачено, и узнать как оно выглядело не представляется возможным. В архиве сохранились лишь обрывки сведений в описи имущества императорской семьи от 1917 года.
Историки предполагают, что внутри был помещен набор из 13 инструментов для маникюра, инкрустированных драгоценными камнями. Но утверждать это с полной уверенностью нельзя. До наших дней не сохранилось фотографий или каких-то описей, которые могли бы подтвердить эти догадки.
Александр III преподнес «несессер» супруге 9 апреля 1889 года. Долгое время оно вместе с владелицей находилось в Большом гатчинском дворце. На основании исторических документов можно утверждать, что яйцо покидало родные стены лишь раз, во время поездки в Москву.
После революции, вместе с сотнями других ценностей, ювелирный шедевр был захвачен и отправлен на хранение в Оружейную палату. Через пять лет, а именно в 1922 году его передали в Совнарком. Что происходило с драгоценностью дальше неизвестно. Не сохранилось никаких документов или записей.
Многие пытались узнать о судьбе «несессера», но почти никому не удалось найти какой-либо достоверной информации. Единственный, кому хоть немного повезло – Кирен Маккарти, представитель ювелирного дома Wartski. Очевидно, он увлекался историей знаменитых яиц Фаберже и проводил некоторые исследования. Он нашел снимки за 1949 год, на которых был изображен лот его компании поразительно похожий на скудные описания «несессера».
Интерес и интуиция завели его еще дальше. Известно, что до наших дней не сохранилось подлинных фотографий драгоценности, но Маккарти удалось найти небольшой снимок в архивах компании. Каким образом яйцо туда попало остается загадкой. По архивным документам было установлено, что в 1952 году яйцо продали за 1200 фунтов неизвестному лицу. Все эти сведения были опубликованы в Country Life Magazine в 2008 году журналисткой Мэри Миерс.
Еще один интересный факт – часто при описании «несессера» его называют «жемчужным» яйцом. И тут у историков возникало много споров. Одно время такое название носило яйцо «Воскресенье», но позже выяснилось, что описания этих драгоценностей не совпадает. Марина Лопато посвятила целую статью своим исследованиям и опубликовала ее в 1984 году в журнале Аполло. Она выяснила, что яйцо «Воскресенье» не было оборудовано специальным механизмом и не могло открываться, а, следовательно, в него нельзя было положить какие-либо сюрпризы.
В счете Фаберже четко прописано, что «Жемчужное» яйцо вручили императору 16 марта 1889 года, но стало ли оно пасхальным подарком неизвестно для его супруги.
Есть версия, что с «Жемчужным» яйцом возникли какие-то проблемы, поэтому был изготовлен «несессер», который и стал презентом для Марии Федоровны. Оба яйца имеют значительно меньшие размеры и соответственно стоимость в сравнении с другими подобными изделиями до и после этого года.
Хочется надеяться, что уникальная драгоценность все же сохранилась и все эти годы лежит в частной коллекции. Возможно, спустя десятилетия «несессер» вернется на родину и мы сможем увидеть его и оценить искусную работу мастера.